№ п/п, тема |
Содержание занятий |
Самостоятельная работа |
1.Нормативные документы по физической культуре и спорту |
Структура и содержание федеральной примерной рабочей программы НОО, ООО, СОО. Сравнительная характеристика структуры и содержания программного материала по физической культуре: начальная, основная, средняя школа. |
Выполнить ПЗ № 5 (стр. 30) |
2. Роль и значение учебно-методического комплекса в образовательном процессе по физической культуре |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса физического воспитания школьников: практическое занятие
методические рекомендации, учебники по физической культуре (В.И. Лях, А.П. Матвеев, изд-во «Просвещение») |
Привести практические примеры использования методических рекомендаций по физической культуре для учителя (под ред. В.И. Ляха) и учебника физической культуры (под ред. В.И. Ляха) при проведении учебных занятий с обучающимися определённого возраста (на выбор) в соответствии с содержание программного материала. |
3. Формы построения занятий в физическом воспитании. |
Характерные черты современного урока физической культуры.
Урок как основная форма физического воспитания школьников: классификация, требования к проведению уроков.
|
1. Ознакомиться с классификацией уроков физической культуры (презентация)
2. Привести примеры тем занятий для следующих типов уроков – работа в группах
(ФРП 2023):
Первая группа - по признаку решаемых педагогических задач:
- вводные уроки (перед началом нового раздела программы);
- уроки освоения нового учебного материала (словесные, наглядные методы, невысокая «моторная плотность);
- уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
- контрольные уроки;
- комплексные (смешанные) уроки (сочетают в себе все названные выше задачи).
Вторая группа - типы уроков по признаку решаемых задач и направленности учебного материала по физическому воспитанию школьников (В.И. Лях, с. 7):
- уроки с образовательной-познавательной направленностью;
- уроки с образовательной-обучающей направленностью;
- уроки с образовательной-тренировочной направленностью;
- комплексные (решение нескольких педагогических задач);
- целевые (решение одной педагогической задачи).
Третья группа - по направленности содержания учебного материала (В.П. Лукьяненко, 2015; Лукьяненко Н.В., 2018):
- теоретический урок – форма организации занятий с целью овладения учащимися теоретическими и методическими знаниями (соответствуют типу уроков образовательно-познавательной направленности);
- инструктивно-методический – форма организации занятий с целью овладения и закрепления учащимися практико-методических знаний и умений (соответствуют типу уроков образовательно-обучающей направленности);
- практический – форма организации занятий, в результате которых обучающиеся получают новые и закрепляют полученные теоретические, методические знания, умения в практической деятельности (соответствуют типу уроков образовательно-тренировочной направленности).
3. Каждой группе привести примеры учебных заданий для различных форм организации обучающихся на уроках физической культуры (фронтальной, групповой, индивидуальной, поточной, посменной, попеременной, метод круговой тренировки).
4. Зафиксировать и знать основные требования к проведению учебных занятий по физической культуре, к деятельности педагога
|
4. Формы построения занятий в физическом воспитании |
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Внеурочные (внеклассные) формы физического воспитания школьников: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; физкультурно-массовые мероприятия |
1. Ознакомиться с содержанием документов – работа в группах (5 документов - 5 групп). Каждая группа готовит выступление в соответствии с заданием
ЗАДАНИЕ:
Укажите ключевые положения (ориентиры для учителя)которые, по вашему мнению, имеют прямое отношение к профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Определить задачи, содержание и методические особенности проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся начального (1-4 классы), основного (5-9 классы) и среднего (10-11 классы) общего образования.
|
5. Формы построения занятий в физическом воспитании |
Внешкольная работа по физическому воспитанию школьников
Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. |
1. Определить общие методические особенности организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий с различным контингентом занимающихся. Перечислите названия Всероссийских физкультурно-массовых мероприятий, проводимых с конкретным контингентом занимающихся (см. учебники по ТиМФК, перечень соревнований на учебный год) - работа в 5-ти группах:
- обучающиеся дошкольных образовательных организаций (например: сравнительная кратковременность проведения мероприятия; немногочисленность решаемых задач и однонаправленность содержания мероприятий);
- обучающиеся общеобразовательных организаций (например: Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания»);
- студенты;
- взрослое население;
- пожилые люди (например: оценка и переоценка своих физических возможностей на фоне эмоционального возбуждения; необходимость ограничения или полного исключения соревновательной деятельности; особая важность учёта показателей функционирования сердечно-сосудистой системы).
2. Изучить разделы «Внеклассная работа» и «Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия» в примерных рабочих программах по физической культуре для 1-4, 5-9, 10-11 классов (программа под ред. В.И. Ляха, 2021-2024 гг - в свободном доступе в сети Интернет. В поисковике указывать: "просвещение программа по физической культуре лях").
3. Знать расшифровку аббревиатур: ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП, ШВСМ, ФСК.
4. Изучить и знать содержание раздела 5.7 учебного пособия В.П. Лукьяненко (2024) «Теория и методика физической культуры».
5. Составить примерную программу игр для школьных праздников для обучающихся 5-8 классов (см. Приложение 3) учебного пособия: Былеева Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.
Рекомендуемая литература
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Глава 2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта [ст. 10-27];
- Организация спортивно-массовой работы в общеобразовательных организациях Российской Федерации
- Минпросвещения определило перечень соревнований для школьников на 2022/23 учебный год
- Приказ Минпросвещения России от 30 августа 2022 года № 788 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год»
- Репникова Е.А. Основы технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий: учеб.-метод. пособие / Е. А. Репникова, Ю. А. Миронова, В. А. Суслова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. – 88 с.
|
6. Особенности интеграции программ общего образования с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки |
Олимпиада, ГТО, «Президентские игры» и «Президентские состязания». Особенности оценки теоретических и практических заданий, включённых в олимпиаду школьников. |
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФОП (программа воспитания), ФРП и др. |
7. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. |
Основы методики организации и проведения внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры |
1. Ответить на вопросы см. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- назовите подвиды дополнительного образования (ст. 10 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
- перечислите виды дополнительных образовательных программ. Дайте им краткую сравнительную характеристику с приведением примеров, ссылаясь на использование дополнительной научной, учебно-методической литературы и практического опыта работы специалистов в системе дополнительного образования в области физической культуры (по возможности);
- укажите типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, которые приняты в РФ;
- укажите типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы;
- вправе ли общеобразовательные организации осуществлять образовательную деятельность по следующим программам: образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения?
2. Перечислить организации, осуществляющие реализацию программ дополнительного образования.
3. В процессе изучения дополнительной литературы (самостоятельный поиск - ссылка на автора, название и год издания), выявить (перечислить) особенности организации внеурочной деятельности в области физической культуры. Назвать основные проблемы и определить пути повышения её эффективности.
4. В процессе изучения дополнительной литературы (самостоятельный поиск - ссылка на автора, название и год издания), выявить (перечислить) особенности организации и проведения занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры.
|
8. Контроль по теме |
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ |
1. Составить список литературы из ЭБС СКФУ (с указанием страниц), в которой содержаться комплексы упражнений, сценарии, программы физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий для каждой возрастной группы школьников. Обосновать свой выбор литературы.
Пример
Репникова Е.А. Основы технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий: учеб.-метод. пособие / Е. А. Репникова, Ю. А. Миронова, В. А. Суслова. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 88 с. :
- примерное положение о соревнованиях (с. 17);
- примерный план работы организационного комитета по подготовке к мероприятию (с. 27);
- примерная программа соревнования (с. 32);
- пример сценария массового спортивно-художественного представления (с. 36);
- схемы построения команд (с. 82-85).
2. Тестирование - гугл диск (повторить разделы 5.3 – 5.7 главы 5 ТиМФК В.П. Лукьяненко, 2024). Анализ результатов тестирования.
3. Разработать и защитить проект спортивно-массового мероприятия для школьников сюжетно-ролевой направленности: «12 подвигов Геракла», «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Первооткрыватели космоса» и пр. (работа в группах
|
9. Планирование и контроль в физическом воспитании. |
Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию": контрольные тесты, задания для самостоятельной работы
Текущее планирование: планы на учебный год и четверть |
- Составить сетку часов для 1-4, 5-9, 10-11 классов и годовой план-график по физической культуре для обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов. (в соответствии с ФРП или примерной программой по физической культуре под ред. В.И. Ляха 2021-2024 гг). Примеры
- В примечании указать, как распределены часы вариативной части программы (материал, связанный с региональными и национальными особенностями; по выбору учителя, учащихся, определённый самой школой, по углублённому изучению одного из видов спорта).
- Обосновать целесообразность распределения учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) на год и по учебным четвертям.
Изучить Тему 11. «Планирование физического воспитания в общеобразовательном учреждении» из учебного пособия Фонарев Д.В. Теоретико-методические аспекты физического воспитания и физической культуры (часть 2): учеб. пособие. – Казань, 2020. – 144 с.
|
10. Планирование и контроль в физическом воспитании |
Текущее планирование: поурочное планирование. Структура и содержание, проектирование технологической карты урока. |
|
11. Планирование и контроль в физическом воспитании. |
Структура и содержание, проектирование технологической карты урока. |
Составление, защита и экспертиза технологической карты урока в соответствии ФРП по ФК
- Первая группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
- Вторая группа - для обучающихся 5-9 классов (на выбор)
- Третья группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
- Четвертая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК). Осуществление оценки качества составления технологической карты урока в процессе занятия (в заранее подготовленном протоколе, разработанным участниками данной группы - сдать преподавателю в распечатанном виде)
- Пятая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти недостатки в разработке защищающейся технологической карты урока
- Шестая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти достоинства в разработке защищающейся технологической карты урока
- Седьмая группа выступает на следующем занятии (в заключении) - знакомит обучающихся с методическими основами проектирования уроков ФК, с современными требованиями к их организации и проведению (сдать преподавателю в распечатанном виде)
|
12. Методические основы проектирования уроков физической культуры |
Методические основы проектирования уроков образовательно-познавательной, образовательно-обучающей, образовательно-тренировочной направленности. Современные требования к проведению урока физической культуры. |
- Первая группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
- Вторая группа - для обучающихся 5-9 классов (на выбор)
- Третья группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
- Четвертая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК). Осуществление оценки качества составления технологической карты урока в процессе занятия (в заранее подготовленном протоколе, разработанным участниками данной группы - сдать преподавателю в распечатанном виде)
- Пятая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти недостатки в разработке защищающейся технологической карты урока
- Шестая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти достоинства в разработке защищающейся технологической карты урока
- Седьмая группа выступает на следующем занятии (в заключении) - знакомит обучающихся с методическими основами проектирования уроков ФК, с современными требованиями к их организации и проведению (сдать преподавателю в распечатанном виде)
|
13. Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников. |
Разработать систему домашних заданий для определенной обобщенной темы уроков, в соответствии с содержанием ФРП по примеру, представленному на стр. 160-161 и 171-175 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления.
С примерами домашних заданий можно ознакомиться также на стр. 123, 147.
|
Выявить основные проблемы создания эффективной системы домашних заданий по физической культуры и определить способы их решения в результате изучения специальной литературы. |
14. Способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. |
Способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Способы формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. |
- Ознакомиться с содержанием презентации.Ознакомиться с представлениями о понятиях: личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Выявить способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
- Изучить содержание статьи. Выявить способы формирования у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
- В процессе изучения специальной литературы в ЭБС СКФУ выявить наиболее интересные способы формирования у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов обучения на уроках физической культуры. Привести свои примеры.
|
15. Планирование и контроль в физическом воспитании. |
КОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЮ
«ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ» |
|
16. Личностно-ориентированное обучение |
Личностно-ориентированное обучение как один из способов повышения эффективности по формированию у обучающихся планируемых результатов обучения по физической культуре. Контроль уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности учащихся. Балльно-рейтинговая оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития обучающихся. |
|
17. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физического воспитания. |
Отдых в физическом воспитании и спортивной тренировке, виды отдыха. Хронометрирование и пульсометрия. |
Глава 3 ТиМФК, В.П. Лукьяненко. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант |
18. Практико-методические основы обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями. |
Техника безопасности во время проведения уроков физической культуры, тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных организациях |
Работа в группах. Каждая группа разрабатывает и проводит по закрепленной за ней теме мастер-класс. задачи мастер-класса: ознакомить обучающихся с программным материалом, закрепить его и оценить качество освоения. Продолжительность мастер-класса для каждой группы: до 20 минут. Форма проведения мастер-класса на выбор участников группы (творческие задания, презентация, разработка проекта участниками мастер-класса, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильма, треннинг, круглый стол, коллоквиум, методика «Дерево решений», методика «Мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, ТРИЗ и пр.).
- Первая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Травматизм на занятиях физическими упражнениями" (раздел 14.1 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
- Вторая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений" (раздел 14.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
- Третья группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Первая помощь при травмах на физкультурно-спортивных занятиях" (раздел 14.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
- Четвертая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями" (раздел 14.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
|