ФЗК-б-о-24-1 (2 курс 4 семестр): ЛЕКЦИИ


№ п/п Тема лекции Самостоятельная работа
1. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение процесса общего физкультурного образования Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым) - контроль в течение семестра. СР: раздел 4.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
2. Роль и значение учебно-методического комплекса в образовательном процессе по физической культуре СР: УМК по физической культуре под ред. В.И. Ляха (сайт "Просвещение")
3. Формы построения занятий в физическом воспитании. Общие представления о формах физического воспитания школьников СР: разделы 5.3-5.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
4. Внеурочные (внеклассные) формы физического воспитания школьников: физкультурно-массовые мероприятия СР: разделы 5.6-5.7- ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
5. Особенности интеграции программ общего образования с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФОП: программа воспитания
6. Оценочно-аналитический компонент технологии учебного процесса по физической культуре в школе Изучить содержание разделов 7.1-7.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
7. Планирование и контроль в физическом воспитании Конспект содержания соответствующей темы из пособия по ТиМФВ под ред. Б.А. Ашмарина
8. Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников Конспект содержания соответствующей темы из пособия по ТиМФВ под ред. Б.А. Ашмарина
9. Особенности учебно-методической и научно-исследовательской деятельности специалиста в сфере физической культуры Конспект содержания соответствующей темы из учебника «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (Ю.Д. Железняк )

ФЗК-б-о-24-1 (2 курс 4 семестр): ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


№ п/п, тема Содержание занятий Самостоятельная работа
1.Нормативные документы по физической культуре и спорту Структура и содержание федеральной примерной рабочей программы НОО, ООО, СОО. Сравнительная характеристика структуры и содержания программного материала по физической культуре: начальная, основная, средняя школа. Выполнить ПЗ № 5 (стр. 30)
2. Роль и значение учебно-методического комплекса в образовательном процессе по физической культуре Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса физического воспитания школьников: практическое занятие методические рекомендации, учебники по физической культуре (В.И. Лях, А.П. Матвеев, изд-во «Просвещение») Привести практические примеры использования методических рекомендаций по физической культуре для учителя (под ред. В.И. Ляха) и учебника физической культуры (под ред. В.И. Ляха) при проведении учебных занятий с обучающимися определённого возраста (на выбор) в соответствии с содержание программного материала.
3. Формы построения занятий в физическом воспитании. Характерные черты современного урока физической культуры. Урок как основная форма физического воспитания школьников: классификация, требования к проведению уроков.
1. Ознакомиться с классификацией уроков физической культуры (презентация)
2. Привести примеры тем занятий для следующих типов уроков – работа в группах
(ФРП 2023):
Первая группа - по признаку решаемых педагогических задач:
  • вводные уроки (перед началом нового раздела программы);
  • уроки освоения нового учебного материала (словесные, наглядные методы, невысокая «моторная плотность);
  • уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
  • контрольные уроки;
  • комплексные (смешанные) уроки (сочетают в себе все названные выше задачи).
    Вторая группа - типы уроков по признаку решаемых задач и направленности учебного материала по физическому воспитанию школьников (В.И. Лях, с. 7):
  • уроки с образовательной-познавательной направленностью;
  • уроки с образовательной-обучающей направленностью;
  • уроки с образовательной-тренировочной направленностью;
  • комплексные (решение нескольких педагогических задач);
  • целевые (решение одной педагогической задачи).
    Третья группа - по направленности содержания учебного материала (В.П. Лукьяненко, 2015; Лукьяненко Н.В., 2018):
  • теоретический урок – форма организации занятий с целью овладения учащимися теоретическими и методическими знаниями (соответствуют типу уроков образовательно-познавательной направленности);
  • инструктивно-методический – форма организации занятий с целью овладения и закрепления учащимися практико-методических знаний и умений (соответствуют типу уроков образовательно-обучающей направленности);
  • практический – форма организации занятий, в результате которых обучающиеся получают новые и закрепляют полученные теоретические, методические знания, умения в практической деятельности (соответствуют типу уроков образовательно-тренировочной направленности).
    3. Каждой группе привести примеры учебных заданий для различных форм организации обучающихся на уроках физической культуры (фронтальной, групповой, индивидуальной, поточной, посменной, попеременной, метод круговой тренировки).
    4. Зафиксировать и знать основные требования к проведению учебных занятий по физической культуре, к деятельности педагога
4. Формы построения занятий в физическом воспитании ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Внеурочные (внеклассные) формы физического воспитания школьников: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; физкультурно-массовые мероприятия

1. Ознакомиться с содержанием документов – работа в группах (5 документов - 5 групп). Каждая группа готовит выступление в соответствии с заданием

ЗАДАНИЕ:

Укажите ключевые положения (ориентиры для учителя)которые, по вашему мнению, имеют прямое отношение к профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Определить задачи, содержание и методические особенности проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся начального (1-4 классы), основного (5-9 классы) и среднего (10-11 классы) общего образования.

5. Формы построения занятий в физическом воспитании Внешкольная работа по физическому воспитанию школьников
Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры.
1. Определить общие методические особенности организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий с различным контингентом занимающихся. Перечислите названия Всероссийских физкультурно-массовых мероприятий, проводимых с конкретным контингентом занимающихся (см. учебники по ТиМФК, перечень соревнований на учебный год) - работа в 5-ти группах:
6. Особенности интеграции программ общего образования с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки Олимпиада, ГТО, «Президентские игры» и «Президентские состязания». Особенности оценки теоретических и практических заданий, включённых в олимпиаду школьников. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФОП (программа воспитания), ФРП и др.
7. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. Основы методики организации и проведения внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры 1. Ответить на вопросы см. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
  • назовите подвиды дополнительного образования (ст. 10 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
  • перечислите виды дополнительных образовательных программ. Дайте им краткую сравнительную характеристику с приведением примеров, ссылаясь на использование дополнительной научной, учебно-методической литературы и практического опыта работы специалистов в системе дополнительного образования в области физической культуры (по возможности);
  • укажите типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, которые приняты в РФ;
  • укажите типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы;
  • вправе ли общеобразовательные организации осуществлять образовательную деятельность по следующим программам: образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения?

    2. Перечислить организации, осуществляющие реализацию программ дополнительного образования.

    3. В процессе изучения дополнительной литературы (самостоятельный поиск - ссылка на автора, название и год издания), выявить (перечислить) особенности организации внеурочной деятельности в области физической культуры. Назвать основные проблемы и определить пути повышения её эффективности.

    4. В процессе изучения дополнительной литературы (самостоятельный поиск - ссылка на автора, название и год издания), выявить (перечислить) особенности организации и проведения занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры.

8. Контроль по теме ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1. Составить список литературы из ЭБС СКФУ (с указанием страниц), в которой содержаться комплексы упражнений, сценарии, программы физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий для каждой возрастной группы школьников. Обосновать свой выбор литературы.

Пример

Репникова Е.А. Основы технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий: учеб.-метод. пособие / Е. А. Репникова, Ю. А. Миронова, В. А. Суслова. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 88 с. :

  • примерное положение о соревнованиях (с. 17);
  • примерный план работы организационного комитета по подготовке к мероприятию (с. 27);
  • примерная программа соревнования (с. 32);
  • пример сценария массового спортивно-художественного представления (с. 36);
  • схемы построения команд (с. 82-85).

    2. Тестирование - гугл диск (повторить разделы 5.3 – 5.7 главы 5 ТиМФК В.П. Лукьяненко, 2024). Анализ результатов тестирования.

    3. Разработать и защитить проект спортивно-массового мероприятия для школьников сюжетно-ролевой направленности: «12 подвигов Геракла», «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Первооткрыватели космоса» и пр. (работа в группах

9. Планирование и контроль в физическом воспитании. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию": контрольные тесты, задания для самостоятельной работы Текущее планирование: планы на учебный год и четверть
10. Планирование и контроль в физическом воспитании Текущее планирование: поурочное планирование. Структура и содержание, проектирование технологической карты урока.
11. Планирование и контроль в физическом воспитании. Структура и содержание, проектирование технологической карты урока. Составление, защита и экспертиза технологической карты урока в соответствии ФРП по ФК
  • Первая группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
  • Вторая группа - для обучающихся 5-9 классов (на выбор)
  • Третья группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
  • Четвертая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК). Осуществление оценки качества составления технологической карты урока в процессе занятия (в заранее подготовленном протоколе, разработанным участниками данной группы - сдать преподавателю в распечатанном виде)
  • Пятая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти недостатки в разработке защищающейся технологической карты урока
  • Шестая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти достоинства в разработке защищающейся технологической карты урока
  • Седьмая группа выступает на следующем занятии (в заключении) - знакомит обучающихся с методическими основами проектирования уроков ФК, с современными требованиями к их организации и проведению (сдать преподавателю в распечатанном виде)
12. Методические основы проектирования уроков физической культуры Методические основы проектирования уроков образовательно-познавательной, образовательно-обучающей, образовательно-тренировочной направленности. Современные требования к проведению урока физической культуры.
  • Первая группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
  • Вторая группа - для обучающихся 5-9 классов (на выбор)
  • Третья группа - для обучающихся 1-4 классов (на выбор)
  • Четвертая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК). Осуществление оценки качества составления технологической карты урока в процессе занятия (в заранее подготовленном протоколе, разработанным участниками данной группы - сдать преподавателю в распечатанном виде)
  • Пятая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти недостатки в разработке защищающейся технологической карты урока
  • Шестая группа - разработка критериев (см. требования к проведению уроков ФК, структуру педагогического анализа уроков в учебниках, учебных пособиях по ТиМФК - сдать преподавателю в распечатанном виде). Стремление найти достоинства в разработке защищающейся технологической карты урока
  • Седьмая группа выступает на следующем занятии (в заключении) - знакомит обучающихся с методическими основами проектирования уроков ФК, с современными требованиями к их организации и проведению (сдать преподавателю в распечатанном виде)
13. Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников. Разработать систему домашних заданий для определенной обобщенной темы уроков, в соответствии с содержанием ФРП по примеру, представленному на стр. 160-161 и 171-175 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления. С примерами домашних заданий можно ознакомиться также на стр. 123, 147. Выявить основные проблемы создания эффективной системы домашних заданий по физической культуры и определить способы их решения в результате изучения специальной литературы.
14. Способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Способы формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры.
  • Ознакомиться с содержанием презентации.Ознакомиться с представлениями о понятиях: личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Выявить способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
  • Изучить содержание статьи. Выявить способы формирования у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
  • В процессе изучения специальной литературы в ЭБС СКФУ выявить наиболее интересные способы формирования у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов обучения на уроках физической культуры. Привести свои примеры.
15. Планирование и контроль в физическом воспитании. КОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЮ
«ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ»
16. Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированное обучение как один из способов повышения эффективности по формированию у обучающихся планируемых результатов обучения по физической культуре. Контроль уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности учащихся. Балльно-рейтинговая оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития обучающихся.
17. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физического воспитания. Отдых в физическом воспитании и спортивной тренировке, виды отдыха. Хронометрирование и пульсометрия. Глава 3 ТиМФК, В.П. Лукьяненко. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант
18. Практико-методические основы обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями. Техника безопасности во время проведения уроков физической культуры, тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных организациях Работа в группах. Каждая группа разрабатывает и проводит по закрепленной за ней теме мастер-класс. задачи мастер-класса: ознакомить обучающихся с программным материалом, закрепить его и оценить качество освоения. Продолжительность мастер-класса для каждой группы: до 20 минут. Форма проведения мастер-класса на выбор участников группы (творческие задания, презентация, разработка проекта участниками мастер-класса, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильма, треннинг, круглый стол, коллоквиум, методика «Дерево решений», методика «Мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, ТРИЗ и пр.).
  • Первая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Травматизм на занятиях физическими упражнениями" (раздел 14.1 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
  • Вторая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений" (раздел 14.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
  • Третья группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Первая помощь при травмах на физкультурно-спортивных занятиях" (раздел 14.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
  • Четвертая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями" (раздел 14.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)