Базовые понятия по дисциплине "Методика обучения физической культуре"

  1. Активность обучающихся на уроках физической культуры

    Двигательная активность - это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

    Двигательная активность определяется объемом и интенсивностью выполняемых физических упражнений, а также действий по подготовке и уборке мест занятий. Она является решающим фактором обеспечения моторной плотности урока [Б.А. Ашмарин, 1990; с. 202].

    Познавательная активность выражается в стремлении учеников к осознанию и качественному решению учебных задач, расширению и углублению знаний, познанию сущности выполняемых действий. Внешними её признаками являются: повышенный интерес к учебной информации и точному воспроизведению заданных действий, высокая самоорганизация в учебных действиях, инициатива в выполнении учебных заданий [Б.А. Ашмарин, 1990; с. 202].

  2. Вводная гимнастика — организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма [Ж.К. Холодов, 2003; с. 285].
  3. Виды уроков физической культуры:

    По признаку решаемых педагогических задач (вводные уроки, уроки освоения нового учебного материала (словесные, наглядые методы, невысокая «моторная плотность); уроки закрепления и совершенствования учебного материала; контрольные уроки; комплексные (смешанные) уроки (сочетают в себе все названные выше задачи).

    Типы (современных) уроков по признаку решаемых задач и направленности учебного материала (уроки с образовательной-познавательной, с образовательной-обучающей, образовательной-тренировочной направленностью; комплексные (решение нескольких педагогических задач); целевые (решение одной педагогической задачи).

    По направленности содержания учебного материала (В.П. Лукьяненко): теоретические, инструктивно-методические, практические.

  4. Воспитание- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
  5. Воспитание– это процесс планомерного и систематического воздействия на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, убеждений, принципов, ценностных ориентаций.
  6. Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока [Ж.К. Холодов, 2003; с. 232].
  7. Общее среднее образование в сфере физической культуры – это процесс и основной результат учебной работы на уроках физической культуры в школе, суть которого заключается в управлении формированием специальных знаний и умений их эффективного использования с целью рационального, индивидуально приемлемого и достаточного физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни.
  8. Моторная плотность урока— это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. [Ж.К. Холодов, 2003; с. 233].
  9. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
  10. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
  11. Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
  12. Медицинские группы для занятий физическими упражнениями:

    Основная группа формируется из учащихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья [Ж.К. Холодов, 2003; с. 203].

    Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность [Ж.К. Холодов, 2003; с. 204].

    Специальная группа формируется из учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке [Ж.К. Холодов, 2003; с. 204].

  13. Методы организации обучающихся на уроке:

    Фронтальный метод организации деятельности занимающихся на уроке выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). [Ж.К. Холодов, 2003; с. 220].

    Групповой метод организации деятельности занимающихся на уроке предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя [Ж.К. Холодов, 2003; с. 221].

    Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. [Ж.К. Холодов, 2003; с. 221].

    Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предполагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно [Ж.К. Холодов, 2003; с. 221].

    Раздельный способ проведения общеразвивающих упражнений характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза [Ж.К. Холодов, 2003; с. 222].

    Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего [Ж.К. Холодов, 2003; с. 222].

  14. Внеурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. [Ж.К. Холодов, 2003; с. 143].
  15. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

    Образование– это процесс и результат активного овладения систематизированными знаниями, умениями и навыками, способами познавательной и предметной деятельности с целью творческого развития личности.

  16. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  17. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
  18. Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
  19. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин [Ж.К. Холодов, 2003; с. 434].
  20. Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультур но-спортивные развлечения) [Ж.К. Холодов, 2003; с. 433].
  21. Осанка – привычная поза непринуждённо стоящего человека, держащего туловище и голову прямо, без активного напряжения мышц [монография, c. 158].
  22. Планирование учебного процесса:

    Планирование - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач

    Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие) [Ж.К. Холодов, 2003; с. 148].

    Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения) [Ж.К. Холодов, 2003; с. 148].

    Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть) [Ж.К. Холодов, 2003; с. 148].

  23. Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок [Ж.К. Холодов, 2003; с. 154].
  24. Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
  25. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии [Ж.К. Холодов, 2003; с. 301].
  26. Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [Ж.К. Холодов, 2003; с. 365].
  27. Система отбора и спортивной ориентации — это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине) [Ж.К. Холодов, 2003; с. 322].
  28. Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). [Ж.К. Холодов, 2003; с. 415].
  29. Структура урока – упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учётом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы [Ю.Ф. Курамшин, 2004; с. 206].
  30. Структура урока – это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания [Б.А. Ашмарин, 1990; с. 191].
  31. Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности [Ж.К. Холодов, 2003; с. 361].
  32. Техническая подготовка - степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), со-ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов [Ж.К. Холодов, 2003; с. 352].
  33. Тренировочные циклы:

    Мезоцикл— это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов [Ж.К. Холодов, 2003; с. 387].

    Микроцикл— это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий [Ж.К. Холодов, 2003; с. 385].

    Макроцикл— это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов [Ж.К. Холодов, 2003; с. 389].

  34. Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
  35. Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся [Ж.К. Холодов, 2003; с. 143].
  36. Учебный предмет «Физическая культура» – это общеобразовательная дисциплина, представляющая собой дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из отрасли «Физическая культура», для освоения с целью систематического и целесообразного использования в процессе физкультурного самообразования и физического самосовершенствования.
  37. Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся [Ж.К. Холодов, 2003; с. 229].

    Доза нагрузки — это определенная её величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности [Ж.К. Холодов, 2003; с. 229].

    Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями [Ж.К. Холодов, 2003; с. 229].

    Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. [Ж.К. Холодов, 2003; с. 229].

  38. Физкультурное образование – это процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а так же способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

    Физкультурная образованность - совокупность усвоения человеком знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, позволяющих ему планировать и реализовывать личные физкультурные программы (тренировочные, кондиционные, рекреационные, реабилитационные).

  39. Физкультурная пауза — выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня [Ж.К. Холодов, 2003; с. 285].
  40. Физкультурные минуты представляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2—3 физических упражнения [Ж.К. Холодов, 2003; с. 286].
  41. Форма физического воспитания - это организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё задач (АР).