ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«Форма физического воспитания» – это организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё задач (АР). Реализация всего многообразия форм физического воспитания детей и молодёжи организуется в основном в трех сферах:

  • в учебных заведениях;
  • в организациях, осуществляющих внешкольное воспитание;
  • в условиях семейного быта.

    Основные принципы использования форм физического воспитания:

  • учёт возрастно-половых особенностей;
  • единство формы и содержания;
  • соответствие формы и содержания поставленным задачам.

    Группы форм физического воспитания школьников:

    I. УРОЧНЫЕ ФОРМЫ– урок физической культуры (основная (обязательная) форма физического воспитания школьников.

    Основные признаки:

  • обязательность для всех учащихся;
  • постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность;
  • наличие квалифицированного педагогического руководства;
  • руководящая роль учителя;
  • цель, задачи и содержание уроков определяется Концепцией учебного предмета, федеральным государственным стандартом и разработанной на его основе примерной программой;
  • строгая регламентация деятельности обучающихся и дозирование нагрузки;
  • обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;
  • обязательная оценка результатов деятельности;
  • систематичность проведения занятий строго по расписанию;
  • содержание уроков во многом определяет содержание других форм физического воспитания;
  • ярко выраженная дидактическая направленность (дидактика – теория обучения), приоритетное решение образовательных задач.

    II. ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ– система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.

    Виды внеурочных форм:

  • активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников;
  • поддержание оптимального ypoвня работоспособности в учебной деятельности;
  • укрепление здоровья и совершенствование культуры движений;
  • содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся;
  • овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой.

    Виды внеурочных форм:

  • физкультурно-оздоровительные занятия (гимнастика до занятий, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня; час здоровья);
  • физкультурно-спортивные занятия (спортивные секции и кружки, занятия в группах общей физической подготовки (ОФП), занятия в группах лечебно-оздоровительной (корригирующей) физической культуры);
  • спортивно-массовые мероприятия (школьные соревнования, спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, флешмобы, ежемесячные дни здоровья и спорта).

    Отличительные особенности от учебных занятий:

  • добровольное посещение;
  • право выбора видов занятий;
  • широкая общественная активность занимающихся;
  • педагогическое руководство носит консультативно-рекомендательный характер.

    III. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫ

  • физкультурно-оздоровительные занятия (фитнес-клубы, любительские группы, клубы по интересам, туризм выходного дня, семейные занятия);
  • спортивные занятия (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП, ШВСМ, фитнес-центры, соревнования различного уровня по отдельным видам спорта);
  • индивидуальные занятия (утренняя гимнастика, прогулки, закаливание, выполнение домашних заданий по предмету «Физическая культура», самостоятельная тренировка по индивидуальному плану);
  • физическое воспитание в семье (утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), физкультурные минутки (паузы), индивидуальные занятия в домашних условиях, активный отдых на свежем воздухе, совместное участие с родителями в соревнованиях, конкурсах, викторинах, семейные походы, закаливающие процедуры).

    Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определённых знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны:

  • периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни;
  • приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;
  • участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой;
  • следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.