ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«Форма физического воспитания» – это организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё задач (АР). Реализация всего многообразия форм физического воспитания детей и молодёжи организуется в основном в трех сферах:
- в учебных заведениях;
- в организациях, осуществляющих внешкольное воспитание;
- в условиях семейного быта.
Основные принципы использования форм физического воспитания:
- учёт возрастно-половых особенностей;
- единство формы и содержания;
- соответствие формы и содержания поставленным задачам.
Группы форм физического воспитания школьников:
I. УРОЧНЫЕ ФОРМЫ– урок физической культуры (основная (обязательная) форма физического воспитания школьников.
Основные признаки:
- обязательность для всех учащихся;
- постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность;
- наличие квалифицированного педагогического руководства;
- руководящая роль учителя;
- цель, задачи и содержание уроков определяется Концепцией учебного предмета, федеральным государственным стандартом и разработанной на его основе примерной программой;
- строгая регламентация деятельности обучающихся и дозирование нагрузки;
- обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;
- обязательная оценка результатов деятельности;
- систематичность проведения занятий строго по расписанию;
- содержание уроков во многом определяет содержание других форм физического воспитания;
- ярко выраженная дидактическая направленность (дидактика – теория обучения), приоритетное решение образовательных задач.
II. ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ– система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.
Виды внеурочных форм:
- активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников;
- поддержание оптимального ypoвня работоспособности в учебной деятельности;
- укрепление здоровья и совершенствование культуры движений;
- содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся;
- овладение навыками самостоятельных занятий физической
культурой.
Виды внеурочных форм:
- физкультурно-оздоровительные занятия (гимнастика до занятий, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня; час здоровья);
- физкультурно-спортивные занятия (спортивные секции и кружки, занятия в группах общей физической подготовки (ОФП), занятия в группах лечебно-оздоровительной (корригирующей) физической культуры);
- спортивно-массовые мероприятия (школьные соревнования, спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, флешмобы, ежемесячные дни здоровья и спорта).
Отличительные особенности от учебных занятий:
- добровольное посещение;
- право выбора видов занятий;
- широкая общественная активность занимающихся;
- педагогическое руководство носит консультативно-рекомендательный характер.
III. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫ
- физкультурно-оздоровительные занятия (фитнес-клубы, любительские группы, клубы по интересам, туризм выходного дня, семейные занятия);
- спортивные занятия (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП, ШВСМ, фитнес-центры, соревнования различного уровня по отдельным видам спорта);
- индивидуальные занятия (утренняя гимнастика, прогулки, закаливание, выполнение домашних заданий по предмету «Физическая культура», самостоятельная тренировка по индивидуальному плану);
- физическое воспитание в семье (утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), физкультурные минутки (паузы), индивидуальные занятия в домашних условиях, активный отдых на свежем воздухе, совместное участие с родителями в соревнованиях, конкурсах, викторинах, семейные походы, закаливающие процедуры).
Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определённых знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны:
- периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни;
- приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;
- участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой;
- следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.