МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
№ (дата) | Содержание занятий | Самостоятельная работа | |
1. Практическое занятие (05.09) | ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Урок как основная форма физического воспитания школьников: классификация, требования к проведению уроков. |
1. Ознакомиться с классификацией уроков физической культуры (презентация) 2. Привести примеры тем занятий для следующих типов уроков – работа в группах (ФРП 2023): Первая группа - по признаку решаемых педагогических задач: Вторая группа - типы уроков по признаку решаемых задач и направленности учебного материала по физическому воспитанию школьников (В.И. Лях, с. 7): Третья группа - по направленности содержания учебного материала (В.П. Лукьяненко, 2015; Лукьяненко Н.В., 2018): 3. Каждой группе привести примеры учебных заданий для различных форм организации обучающихся на уроках физической культуры (фронтальной, групповой, индивидуальной, поточной, посменной, попеременной, метод круговой тренировки). 4. Зафиксировать и знать основные требования к проведению учебных занятий по физической культуре, к деятельности педагога |
|
2. Лекция (02.09) | Методика физической культуры как профилирующая учебная дисциплина | Знать базовые понятия (выделено синим) - в течение семестра.
СР: раздел 2.1. ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
|
3.Практическое занятие (12.09) | ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Внеурочные (внеклассные) формы физического воспитания школьников: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; физкультурно-массовые мероприятия |
1. Ознакомиться с содержанием документов – работа в группах (5 документов - 5 групп). Каждая группа готовит выступление в соответствии с заданием ЗАДАНИЕ: Укажите ключевые положения (ориентиры для учителя)которые, по вашему мнению, имеют прямое отношение к профессиональной деятельности учителя физической культуры. Определить задачи, содержание и методические особенности проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся начального (1-4 классы), основного (5-9 классы) и среднего (10-11 классы) общего образования. 2. Найти интересные комплексы упражнений или игр, игровых заданий для физкультурно-оздоровительных мероприятий. Сделать ссылку на источник (с указанием страниц). Обосновать свой выбор (привести примеры). Например: И.А. Чаленко. Современные уроки физической культуры в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 256 с. Интересный материал для проведения подвижных перемен, физкультпауз в начальной школе представлен на с. 110-120. Новое (для меня): названия упражнений (хотя их содержание знакомо): «Косарь», «Леший», «Тигрёнок» и др., интересно содержание игры «Повар и котята». 3. Ознакомиться с содержанием разделов 5.3.; 5.6 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко. | |
4. Практическое занятие (19.09) | Внешкольная работа по физическому воспитанию школьников Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. |
1. Определить общие методические особенности организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий с различным контингентом занимающихся. Перечислите названия Всероссийских физкультурно-массовых мероприятий, проводимых с конкретным контингентом занимающихся (см. учебники по ТиМФК, перечень соревнований на учебный год) - работа в 5-ти группах:
2. Изучить разделы «Внеклассная работа» и «Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия» в примерных рабочих программах по физической культуре для 1-4, 5-9, 10-11 классов (программа под ред. В.И. Ляха, 2021-2024 гг - в свободном доступе в сети Интернет. В поисковике указывать: "просвещение программа по физической культуре лях"). 3. Знать расшифровку аббревиатур: ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП, ШВСМ, ФСК. 4. Изучить и знать содержание раздела 5.7 учебного пособия В.П. Лукьяненко (2024) «Теория и методика физической культуры». 5. Составить примерную программу игр для школьных праздников для обучающихся 5-8 классов (см. Приложение 3) учебного пособия: Былеева Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с. Рекомендуемая литература | |
5. Лекция (16.09) | Система физического воспитания школьников | СР: раздел 5.1-5.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко | |
6. Практическое занятие (26.09) | Контроль по теме: «ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» |
1. Составить список литературы из ЭБС СКФУ (с указанием страниц), в которой содержаться комплексы упражнений, сценарии, программы физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий для каждой возрастной группы школьников. Обосновать свой выбор литературы.
Пример 2. Тестирование - гугл диск (повторить разделы 5.3 – 5.7 главы 5 ТиМФК В.П. Лукьяненко, 2024). Анализ результатов тестирования. 3. Разработать и защитить проект спортивно-массового мероприятия для школьников сюжетно-ролевой направленности: «12 подвигов Геракла», «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Первооткрыватели космоса» и пр. (работа в группах). |
|
7.Практическое занятие (03.10) | Структура и содержание федеральной примерной рабочей программы НОО, ООО, СОО | 1. Составить схемы ФРП ФК (работа в трех группах: ФРП НОО, ООО, СОО). Раскрыть, обосновать схему. Выявить нововведения в преподавании учебного предмета "Физическая культура" (с 2023 года).
2. Перечислить образовательные модули учебного предмета «Физическая культура» ФРП ФК (в соответствии с закрепленным за группой уровнем общего образования). 3. Выявить значение сайтов ФГБУ «Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания» (см. раздел "Деятельность центра" и ЕСО в деятельности учителя физической культуры и педагога дополнительного образования в сфере физической культуры |
|
8. Лекция (30.09) | Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение процесса общего физкультурного образования | СР: раздел 5.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко | |
9. Практическое занятие (10.10) | Сравнительная характеристика структуры и содержания программного материала по физической культуре | Работа в группах (в заключении - обосновать свой выбор в предпочтениях УМК под ред. В.И. Ляха или А.П. Матвеева)
|
|
10. Практическое занятие (17.10) | Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры |
1. Ответить на вопросы см. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
2. Перечислить организации, осуществляющие реализацию программ дополнительного образования. 3. В процессе изучения дополнительной литературы (самостоятельный поиск - ссылка на автора, название и год издания), выявить (перечислить) особенности организации внеурочной деятельности в области физической культуры. Назвать основные проблемы и определить пути повышения её эффективности. 4. В процессе изучения дополнительной литературы (самостоятельный поиск - ссылка на автора, название и год издания), выявить (перечислить) особенности организации и проведения занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. |
|
11. Лекция (14.10) | Особенности организации и проведения учебных занятий по физической культуре. Содержание и структура занятий. | СР: раздел 5.4- ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко | |
12. Практическое занятие (24.10) | Методика обучения технике движений, технико-тактическим действиям. Методика развития физических качеств. | Предварительное распределение на три группы, каждая из которых выявляет особенности формулировки целей и задач занятий. Подбирает средства и методы, подготовительные и подводящие упражнения. Выявляет правила составления комплексов упражнений.
Первая группа - "Методика обучения технике движений" Вторая группа - "Методика обучения технико-тактическим действиям". Третья группа - "Методика развития физических качеств". |
|
13. Практическое занятие (31.10) | Текущее планирование: планы на учебный год и четверть |
| |
14. Лекция (28.10) | Планирование процесса физического воспитания | Изучить соответствующий раздел в учебнике по ТиМФВ под ред. Б.А. Ашмарина | |
15. Практическое занятие (07.11) | Текущее планирование: поурочное планирование |
|
|
16. Практическое занятие (14.11) | КОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЮ «ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ» |
|
|
17. Лекция (11.11) | Методические основы проектирования и оценки современного урока физической культуры | Изучить содержание разделов 7.1-7.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
| |
18. Практическое занятие (21.11) | Структура и содержание, проектирование технологической карты урока. | Составление, защита и экспертиза технологической карты урока в соответствии ФРП по ФК
| |
19. Практическое занятие (28.11) | Методические основы проектирования уроков образовательно-познавательной, образовательно-обучающей, образовательно-тренировочной направленности. Современные требования к проведению урока физической культуры. |
|
|
20. Лекция (25.11) | Оценочно-аналитический компонент технологии учебного процесса по физической культуре в школе | Изучить содержание разделов 7.3-7.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко | |
21. Практическое занятие (05.12) | Способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Способы формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. |
|
|
22. Практическое занятие (12.12) | Формы организации учебной деятельности школьников на уроках физической культуры: познавательная и двигательная активность. |
1. Найти видео или план-конспект урок физической культуры (например: на сайте «ТВ школа Ставрополья»; или на сайте преподавателя
2. В процессе изучения специальной литературы в ЭБС СКФУ выявить наиболее интересные способы активизации познавательной и двигательной деятельности обучающихся на уроках физической культуры. 3. Пройти опрос - гугл-диск |
|
23. Лекция (09.12) | Общая характеристика современных образовательных технологий в физическом воспитании | В процессе изучения дополнительной литературы (самостоятельный поиск - ссылка на автора, название и год издания), выявить (перечислить) современные образовательные технологии, используемые в процессе физического воспитания школьников. Привести примеры конкретных учебных заданий | |
24. Практическое занятие (19.12) | Способы оценивания предметных и метапредметных результатов обучения по физической культуре |
|
|
25. Практическое занятие (26.12) | Контроль уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности учащихся. Балльно-рейтинговая оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития обучающихся. |
|
|
26. Лекция (23.12) | Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании | Изучить содержание разделов 13.10, 13.11 в ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко | |
27. Практическое занятие (02.01) | Техника безопасности во время проведения уроков физической культуры, тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных организациях | Работа в группах. Каждая группа разрабатывает и проводит по закрепленной за ней теме мастер-класс. задачи мастер-класса: ознакомить обучающихся с программным материалом, закрепить его и оценить качество освоения. Продолжительность мастер-класса для каждой группы: до 20 минут. Форма проведения мастер-класса на выбор участников группы (творческие задания, презентация, разработка проекта участниками мастер-класса, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильма, треннинг, круглый стол, коллоквиум, методика «Дерево решений», методика «Мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, ТРИЗ и пр.).
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
возможность ознакомиться в 227 кабинете или приобрести на сайте издательства
свободный доступ на сайте ЭБС Лань при регистрации в качестве студента (подтверждение регистрации в течение 2-3 дней)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
свободный доступ в сети Интернет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. Методические рекомендации : 10–11 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. П. Матвеев. — М. : Просвещение, 2021. — 108 с.
- А.П. Матвеев. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2021. —63 с. (материал с сайта "Просвещение")
- В.И. Лях. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 кла ссы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 2021. —64 с. (материал с сайта "Просвещение")
- В.И. Лях. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха.5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват.организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М. : Просвещение,2014. — 104 с (материал с сайта "Просвещение")
- В.И. Лях Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Лях. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2021. - 80 с. (материал с сайта "Просвещение")
- Лях В.И. Физическая культура: 10-11 классы. Методические рекомендации. - 2-е изд. стер. - М.: Просвещение, 2024. - 191 с. (свободный доступ в сети Интернет)