ФЗК-б-о-23-1 (2 курс 4 семестр): ЛЕКЦИИ
№ п/п | Тема лекции | Самостоятельная работа |
1. (03.02) | Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение процесса общего физкультурного образования | Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым) - контроль в течение семестра. СР: раздел 4.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
2. (17.02) | Роль и значение учебно-методического комплекса в образовательном процессе по физической культуре | СР: УМК по физической культуре под ред. В.И. Ляха (сайт "Просвещение"). Некоторые УМК по физической культуре (см. раздел "Учебно-методическая литература" |
3. (26.02 за 14.04) | Формы организации познавательной и двигательной активности обучающихся на занятиях | СР: разделы 5.3-5.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
4. (03.03) | Планирование и контроль в физическом воспитании | Конспект содержания соответствующей темы из пособия по ТиМФВ под ред. Б.А. Ашмарина |
5. (12.03 за 28.04) | Оценочно-аналитический компонент технологии учебного процесса по физической культуре в школе | Изучить содержание разделов 7.1-7.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
|
6. Контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями (17.03) | Способы оценки функционального состояния организма. Способы оценки уровня физического развития и двигательной подготовленности. Способы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями. Результаты контроля и самоконтроля как важнейшие показатели для индивидуального дозирования физической нагрузки. | глава 14 |
7. (31.03) | Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников | Конспект содержания соответствующей темы из пособия по ТиМФВ под ред. Б.А. Ашмарина |
8. (12.05) | Особенности интеграции программ общего образования с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки | ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФОП: программа воспитания |
9. (26.05) | Особенности учебно-методической и научно-исследовательской деятельности специалиста в сфере физической культуры | Экспериментальная и инновационная деятельность в области физической культуры Конспект содержания соответствующей темы из учебника «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (Ю.Д. Железняк ) |
ФЗК-б-о-23-1 (2 курс 4 семестр): ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п, тема | Содержание занятий | Самостоятельная работа |
1.Нормативные документы по физической культуре и спорту | Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым) - контроль в течение семестра. Структура и содержание федеральной примерной рабочей программы НОО, ООО, СОО. Сравнительная характеристика структуры и содержания программного материала по физической культуре: начальная, основная, средняя школа. | Выполнить ПЗ № 5 (стр. 30) |
2. Роль и значение учебно-методического комплекса в образовательном процессе по физической культуре | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса физического воспитания школьников: практическое занятие Методические рекомендации, учебники по физической культуре (В.И. Лях, А.П. Матвеев, изд-во «Просвещение») | Привести практические примеры использования методических рекомендаций по физической культуре для учителя (под ред. В.И. Ляха) и учебника физической культуры (под ред. В.И. Ляха) при проведении учебных занятий с обучающимися определённого возраста (на выбор) в соответствии с содержание программного материала. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым) - контроль в течение семестра. |
3. Формы построения занятий в физическом воспитании. | Характерные черты современного урока физической культуры
Урок как основная форма физического воспитания школьников: классификация, требования к проведению уроков. |
1. Ознакомиться с классификацией уроков физической культуры (презентация) 2. Привести примеры тем занятий для следующих типов уроков – работа в группах (ФРП 2023): Первая группа - по признаку решаемых педагогических задач:
|
4. Формы построения занятий в физическом воспитании | ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Внеурочные (внеклассные) формы физического воспитания школьников: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; физкультурно-массовые мероприятия |
1. Ознакомиться с содержанием документов – работа в группах (5 документов - 5 групп). Каждая группа готовит выступление в соответствии с заданием ЗАДАНИЕ: Укажите ключевые положения (ориентиры для учителя)которые, по вашему мнению, имеют прямое отношение к профессиональной деятельности учителя физической культуры. Определить задачи, содержание и методические особенности проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся начального (1-4 классы), основного (5-9 классы) и среднего (10-11 классы) общего образования.
|
5. Формы построения занятий в физическом воспитании | Внешкольная работа по физическому воспитанию школьников Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. |
1. Определить общие методические особенности организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий с различным контингентом занимающихся. Перечислите названия Всероссийских физкультурно-массовых мероприятий, проводимых с конкретным контингентом занимающихся (см. учебники по ТиМФК, перечень соревнований на учебный год) - работа в 5-ти группах:
|
6. Особенности интеграции программ общего образования с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки | Олимпиада, ГТО, «Президентские игры» и «Президентские состязания». Особенности оценки теоретических и практических заданий, включённых в олимпиаду школьников. | ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФОП (программа воспитания), ФРП и др. |
7. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. | Основы методики организации и проведения внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры | 1. Ответить на вопросы см. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
|
8. Контроль по теме | ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ | 1. Составить список литературы из ЭБС СКФУ (с указанием страниц), в которой содержаться комплексы упражнений, сценарии, программы физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий для каждой возрастной группы школьников. Обосновать свой выбор литературы.
Пример
|
9. Планирование и контроль в физическом воспитании. | Планирование и контроль в физическом воспитании: контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы.Текущее планирование: планы на учебный год и четверть |
|
10. Планирование и контроль в физическом воспитании | Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию": контрольные тесты, задания для самостоятельной работы Текущее планирование: поурочное планирование. Структура и содержание, проектирование технологической карты урока. |
|
11. Планирование и контроль в физическом воспитании. | Структура и содержание, проектирование технологической карты урока. | Составление, защита и экспертиза технологической карты урока в соответствии ФРП по ФК
|
12. Методические основы проектирования уроков физической культуры | Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «Перешагивание» Методические основы проектирования уроков образовательно-познавательной, образовательно-обучающей, образовательно-тренировочной направленности. Современные требования к проведению урока физической культуры. |
|
13. Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников. | Разработать систему домашних заданий для определенной обобщенной темы уроков, в соответствии с содержанием ФРП по примеру, представленному на стр. 160-161 и 171-175 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления. С примерами домашних заданий можно ознакомиться также на стр. 123, 147. | Выявить основные проблемы создания эффективной системы домашних заданий по физической культуры и определить способы их решения в результате изучения специальной литературы. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант |
14. Способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. | Способы формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Способы формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. |
|
15. Планирование и контроль в физическом воспитании. | КОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЮ «ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ» |
|
16. Личностно-ориентированное обучение | Личностно-ориентированное обучение как один из способов повышения эффективности по формированию у обучающихся планируемых результатов обучения по физической культуре. Контроль уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности учащихся. Балльно-рейтинговая оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития обучающихся. |
|
17. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физического воспитания. | Отдых в физическом воспитании и спортивной тренировке, виды отдыха. Хронометрирование и пульсометрия. | ПЗ 16 – с. 41 (знать содержание таблицы – вопрос № 2). Глава 3 ТиМФК, В.П. Лукьяненко. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант |
18. Практико-методические основы обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями. | Техника безопасности во время проведения уроков физической культуры, тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных организациях | Работа в группах. Каждая группа разрабатывает и проводит по закрепленной за ней теме мастер-класс. задачи мастер-класса: ознакомить обучающихся с программным материалом, закрепить его и оценить качество освоения. Продолжительность мастер-класса для каждой группы: до 20 минут. Форма проведения мастер-класса на выбор участников группы (творческие задания, презентация, разработка проекта участниками мастер-класса, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильма, треннинг, круглый стол, коллоквиум, методика «Дерево решений», методика «Мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, ТРИЗ и пр.).
|