ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (3 СЕМЕСТР)

  • Словарь базовых понятий теории физической культуры

  • № (дата) Содержание занятий Самостоятельная работа
    1. Лекция (ПОБ: 04.09; ФЗК: 03.09) МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Общие представления о методах физического воспитания. Основные понятия. Классификация методов физического воспитания. СР: (в течение семестра) Знать содержание базовых понятий
    2. Практическое занятие (ПОБ: 09.09; ФЗК: 05.09) Методы физического воспитания ПЗ 13 – с. 37; ПЗ 14 – с. 37;
    3. Лекция (ПОБ: 11.09; ФЗК: 12.09) ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ раздел 5.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    4. Лекция (ПОБ: 18.09; ФЗК: 17.09) Урок как основная форма физического воспитания школьников: содержание и структура. Современные представления о сущности и главном предназначении учебного предмета «Физическая культура». Основные проблемы преподавания предмета «Физическая культура». разделы 5.4, 5.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    5. Практическое занятие (ПОБ: 23.09; ФЗК: 19.09) Внеурочные и внешкольные формы физического воспитания школьников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Спортивно-массовые мероприятия разделы 5.6, 5.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    6. Лекция (ПОБ: 25.09; ФЗК: 26.09) Внешкольная работа по физическому воспитанию школьников Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. изучение дополнительной литературы
    7. Лекция (ПОБ: 02.10; ФЗК: 01.10) ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Содержание и структура занятий физическими упражнениями Методика отбора содержания образования и методов организации учебно-воспитательного процесса ТиМФВ, Б.А. Ашмарин
    8. Лекция (ПОБ: 07.10; ФЗК: 03.10) Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры. ФГОС. ФОП. ФРП. ЕСО (конструктор). Изучение структуры и содержания сайта ЕСО
    9. Практическое занятие (ПОБ: 09.10; ФЗК: 10.10) Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры. ФГОС. ФОП. ФРП. ЕСО (конструктор). Ознакомиться с перечнем нормативно-правовых документов на сайте (внизу страницы). Выявить устаревшие и назвать новые. Дополнить список.

    10. Лекция (ПОБ: 16.10; ФЗК: 15.10) Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» Изучить содержание статьи "Методологический коллапс концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура"

    11. Лекция (ПОБ: 21.10; ФЗК: 17.10) Сравнительная характеристика структуры и содержания примерных рабочих программ по физической культуры под ред. В.И. Ляха и А.П. Матвеева Ознакомиться со структурой программ по физической культуры под ред. В.И. Ляха и А.П. Матвеева (раздел "Учебно-методическая литература")

    12. Лекция (ПОБ: 23.10; ФЗК: 24.10) Освоение двигательных действий Общая характеристика и закономерности обучения двигательным действиям. Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей Краткая история становления и развития теории формирования двигательных навыков Изучить разделы 11.1-11.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    13. Практическое занятие (ПОБ: 30.10; ФЗК: 29.10) Уровни владения двигательным действием: двигательное умение и навык. Общая структура и основные задачи процесса освоения двигательных действий Структура процесса обучения и особенности его этапов. ПЗ 18 – с. 44. Изучить разделы 11.6-11.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    14. Лекция (ПОБ: 04.11; ФЗК: 31.10) ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, ИХ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ПЗ 1 – с. 67; СР – с. 39. Изучить разделы 12.1-12.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    15. Практическое занятие (ПОБ: 06.11; ФЗК: 07.11) Сила и методика её воспитания ПЗ 2 – с. 67; ПЗ 3 – с. 68 (+ СР). Изучить раздел 12.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко СР тема № 18
    16.Практическое занятие (ПОБ: 13.11; ФЗК: 12.11) Выносливость и методика её воспитания СР: ПЗ 4 – с. 72. Изучить раздел 12.6 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    17. Практическое занятие. (ПОБ: 18.11; ФЗК: 14.11) Методика воспитания быстроты ПЗ 5 – с. 74. Изучить раздел 12.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    18. Практическое занятие (ПОБ: 20.11; ФЗК: 21.11) Методика воспитания гибкости ПЗ 6 – с. 77. Изучить раздел 12.8 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    19. Практическое занятие (ПОБ: 27.11; ФЗК: 26.11) Ловкость и методика её воспитания СР: ПЗ 7 – с. 78; ПЗ 8 – с. 80; СР № 23. Изучить раздел 12.9 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    20. Практическое занятие. (ПОБ: 02.12; ФЗК: 28.11) КОНТРОЛЬ по теме "ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, ИХ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ" ПЗ 9 – с. 81; ПЗ 17 – с. 87. Изучить раздел 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    21. Практическое занятие (ПОБ: 04.12; ФЗК: 05.12) ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТРЕНИРОВКИ ОРГАНИЗМА СР ПЗ 16 – с. 41. Изучить разделы 3.1, 3.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    22. Практическое занятие (ПОБ: 11.12; ФЗК: 10.12) Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физической культуры ПЗ 17 – с. 43. Изучить разделы 3.3, 3.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    23. Практическое занятие (ПОБ: 16.12; ФЗК: 12.12) ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЗ 11 – с. 83. Изучить разделы 15.1, 15.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    24. Практическое занятие (ПОБ: 18.12; ФЗК: 19.12) Соревнования как главный атрибут спорта ПЗ 13 – с. 86; ПЗ 12 – с. 85. Изучить разделы 15.3, 15.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
    25. Практическое занятие. (ПОБ: 25.12; ФЗК: 24.12) Основы знаний о спортивной подготовке ПЗ 10 – с. 83; ПЗ 16 – с. 87. Изучить раздел 15.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко. Базовые понятия («Сайт» - синие)
    26. Лекция (ПОБ: 30.12; ФЗК: 26.12) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Изучить главу 13 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко (большая часть вопросов была освещена в теоретическом разделе дисциплины "Физическая культура и спорт")
    27. Практическое занятие. (ПОБ: 01.01; ФЗК: 02.01) КОНТРОЛЬ по итогам семестра Знать содержание базовых понятий

    ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ (2, 3 семестры)

    1. Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Основные задачи, содержание и структура дисциплины.
    2. Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и науки.
    3. Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
    4. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры личности и общества.
    5. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
    6. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Основные подходы к оценке уровня сформированности физической культуры личности.
    7. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Физическая культура личности как триединство взаимосвязанных компонентов: аксиологического, образовательного и потребностного.
    8. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
    9. Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
    10. Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», «Физическая культура» и «Спорт», «Физическое воспитание» и «Физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
    11. Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: основные понятия, цель, задачи, ведущие принципы, направления и условия функционирования.
    12. Общие представления о системе физического воспитания. Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.
    13. Общие представления о системе физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
    14. Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
    15. Система принципов физического воспитания. Краткая характеристика группы социально-педагогических, общедидактических и специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
    16. Особенности формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.
    17. Особенности формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания. Личная гигиена, рациональное питание и закаливание как важнейшие компоненты здорового образа жизни.
    18. Основные правила оздоровительной тренировки. Телосложение и особенности его формирования.
    19. Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Утомление и восстановительные процессы в физическом воспитании.
    20. Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
    21. Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Характеристика видов интервалов отдыха.
    22. Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Классификация нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления (Л.П. Матвеев, 1991 г.).
    23. Основные правила оздоровительной тренировки. Краткая характеристика эффектов, возникающих в организме человека под воздействием физических упражнений: тренировочный, срочный, отставленный, кумулятивный.
    24. Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
    25. Общие представления о комплексе средств физического воспитания, их краткая характеристика.
    26. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся.
    27. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
    28. Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
    29. Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
    30. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений и их краткая характеристика.
    31. Содержание, форма и структура физических упражнений. Их оздоровительное и образовательное значение.
    32. Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура.
    33. Техника физических упражнений: основа и детали техники, критерии эффективности.
    34. Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Общие требования к процессу их преподавания и усвоения.
    35. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
    36. Система специальных знаний как основное средство формирования физической культуры личности в процессе физического воспитания.
    37. Содержание понятий «метод», «методический приём», «методика». Общие требования к подбору методов физического воспитания.
    38. Классификация методов физического воспитания и их краткая характеристика: особенности применения в процессе физического воспитания.
    39. Содержание понятий «обучение», «преподавание», «учение». Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
    40. Цель, задачи и структура процесса обучения двигательным действиям. Общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
    41. Закономерности образования двигательных умений и навыков. Значение, характерные признаки и отличительные черты.
    42. Краткая характеристика законов формирования двигательного навыка.
    43. Краткая характеристика этапов начального, углубленного разучивания двигательного действия, его закрепления и дальнейшего совершенствования: задачи, особенности средств и методов.
    44. Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
    45. Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи. Основы методики применения подвижных игр в процессе учебных занятий, во внеурочное время, во внешкольной работе.
    46. Общие представления о системе спортивной подготовки. Соревнования как главный атрибут спорта.
    47. Общие представления о системе спортивной подготовки. Спортивная тренировка как ведущий элемент спорта.
    48. Краткая история изучения физических качеств и двигательных способностей.
    49. Общие представления о физических качествах. Закономерности развития и принципы воспитания.
    50. Развитие силы (силовых способностей): понятие, виды, задачи, методы воспитания. Место силовых упражнений в отдельном занятии и в системе смежных занятий.
    51. Развитие выносливости: понятие, виды. Методика воспитания выносливости: воздействие на аэробные и анаэробные возможности.
    52. Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Методика воздействий на развитие быстроты движений.
    53. Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. «Скоростной барьер» и пути его преодоления.
    54. Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Влияние силовой подготовки на показатели быстроты движений.
    55. Развитие гибкости: понятие, виды. Методика воспитания гибкости.
    56. Развитие ловкости (координационных возможностей): понятие, виды и способы измерения. Методика воздействий на развитие ловкости.
    57. Общие представления о физических качествах. Развитие физических качеств как единый процесс.
    58. Урок как основная форма физического воспитания школьников: содержание и структура.
    59. Общая характеристика внеурочных (внеклассных) форм физического воспитания школьников.
    60. Общая характеристика внешкольной работы по физическому воспитанию.
    61. Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры
    62. Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура»
    63. Сравнительная характеристика структуры и содержания примерных рабочих программ по физической культуре.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    ОСНОВНАЯ

  • Лукьяненко В. П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2024. – 566 с. возможность ознакомиться в 227 кабинете или приобрести на сайте издательства
  • Лукьяненко В.П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия: учебное пособие для вузов / В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 116 c. свободный доступ на сайте ЭБС Лань при регистрации в качестве студента (подтверждение регистрации в течение 2-3 дней)
  • Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. – 228 с.свободный доступ в сети Интернет
  • Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.свободный доступ в сети Интернет
  • Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 494 с. свободный доступ в сети Интернет

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  • Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль¬тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. свободный доступ в сети Интернет
  • Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / Банк документов Министерства просвещения РФ. – [Электронный ресурс]. свободный доступ в сети Интернет
  • Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развитие физической культуры в современном обществе: монография / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский Спорт, 2008. – 158 с.свободный доступ в сети Интернет
  • Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.свободный доступ в сети Интернет
  • Фонарев Д.В. Теоретико-методические аспекты физического воспитания и физической культуры: учебное пособие. – Казань: Поволжский ГУФКСиТ, 2020. – Часть 2. – 2020. – 144 с.
  • Рубин В.С. Разделы теории и методики физической культуры. – 3-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2023. – 104 с.
  • Государственный экзамен «Педагогические основы физической культуры»: учебно-методическое пособие / сост.  И.Н. Пушкарева, М.П. Русинова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2019. – Лань: ЭБС. – URL: https://e.lanbook.com/book/254027 (дата обращения: 24.10.2024). – Режим доступа: для авториз. пользователей).
  • Леньшина М.В. Проектирование урока физической культуры: технологическая карта: учебно-методическое пособие / М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова. – Воронеж: ВГАС, 2022. – 42 с. – Лань: ЭБС. – URL: https://e.lanbook.com/book/310385 (дата обращения: 24.10.2024). – Режим доступа: для авториз. пользователей).