ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (3 СЕМЕСТР)
№ (дата) | Содержание занятий | Самостоятельная работа |
1. Лекция (ПОБ: 04.09; ФЗК: 03.09) | МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Общие представления о методах физического воспитания. Основные понятия. Классификация методов физического воспитания. | СР: (в течение семестра) Знать содержание базовых понятий |
2. Практическое занятие (ПОБ: 09.09; ФЗК: 05.09) | Методы физического воспитания | ПЗ 13 – с. 37; ПЗ 14 – с. 37; |
3. Лекция (ПОБ: 11.09; ФЗК: 12.09) | ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ | раздел 5.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
4. Лекция (ПОБ: 18.09; ФЗК: 17.09) | Урок как основная форма физического воспитания школьников: содержание и структура. Современные представления о сущности и главном предназначении учебного предмета «Физическая культура». Основные проблемы преподавания предмета «Физическая культура». | разделы 5.4, 5.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
5. Практическое занятие (ПОБ: 23.09; ФЗК: 19.09) | Внеурочные и внешкольные формы физического воспитания школьников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Спортивно-массовые мероприятия | разделы 5.6, 5.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
6. Лекция (ПОБ: 25.09; ФЗК: 26.09) | Внешкольная работа по физическому воспитанию школьников Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. | изучение дополнительной литературы |
7. Лекция (ПОБ: 02.10; ФЗК: 01.10) | ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Содержание и структура занятий физическими упражнениями Методика отбора содержания образования и методов организации учебно-воспитательного процесса | ТиМФВ, Б.А. Ашмарин |
8. Лекция (ПОБ: 07.10; ФЗК: 03.10) | Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры. ФГОС. ФОП. ФРП. ЕСО (конструктор). | Изучение структуры и содержания сайта ЕСО | 9. Практическое занятие (ПОБ: 09.10; ФЗК: 10.10) | Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры. ФГОС. ФОП. ФРП. ЕСО (конструктор). | Ознакомиться с перечнем нормативно-правовых документов на сайте (внизу страницы). Выявить устаревшие и назвать новые. Дополнить список. |
10. Лекция (ПОБ: 16.10; ФЗК: 15.10) | Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» | Изучить содержание статьи "Методологический коллапс концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура" |
11. Лекция (ПОБ: 21.10; ФЗК: 17.10) | Сравнительная характеристика структуры и содержания примерных рабочих программ по физической культуры под ред. В.И. Ляха и А.П. Матвеева | Ознакомиться со структурой программ по физической культуры под ред. В.И. Ляха и А.П. Матвеева (раздел "Учебно-методическая литература") |
12. Лекция (ПОБ: 23.10; ФЗК: 24.10) | Освоение двигательных действий Общая характеристика и закономерности обучения двигательным действиям. Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей Краткая история становления и развития теории формирования двигательных навыков | Изучить разделы 11.1-11.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
13. Практическое занятие (ПОБ: 30.10; ФЗК: 29.10) | Уровни владения двигательным действием: двигательное умение и навык. Общая структура и основные задачи процесса освоения двигательных действий Структура процесса обучения и особенности его этапов. | ПЗ 18 – с. 44. Изучить разделы 11.6-11.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
14. Лекция (ПОБ: 04.11; ФЗК: 31.10) | ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, ИХ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ | ПЗ 1 – с. 67; СР – с. 39. Изучить разделы 12.1-12.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
15. Практическое занятие (ПОБ: 06.11; ФЗК: 07.11) | Сила и методика её воспитания | ПЗ 2 – с. 67; ПЗ 3 – с. 68 (+ СР). Изучить раздел 12.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко СР тема № 18 |
16.Практическое занятие (ПОБ: 13.11; ФЗК: 12.11) | Выносливость и методика её воспитания | СР: ПЗ 4 – с. 72. Изучить раздел 12.6 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
17. Практическое занятие. (ПОБ: 18.11; ФЗК: 14.11) | Методика воспитания быстроты | ПЗ 5 – с. 74. Изучить раздел 12.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
18. Практическое занятие (ПОБ: 20.11; ФЗК: 21.11) | Методика воспитания гибкости | ПЗ 6 – с. 77. Изучить раздел 12.8 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
19. Практическое занятие (ПОБ: 27.11; ФЗК: 26.11) | Ловкость и методика её воспитания | СР: ПЗ 7 – с. 78; ПЗ 8 – с. 80; СР № 23. Изучить раздел 12.9 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
20. Практическое занятие. (ПОБ: 02.12; ФЗК: 28.11) | КОНТРОЛЬ по теме "ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, ИХ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ" | ПЗ 9 – с. 81; ПЗ 17 – с. 87. Изучить раздел 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
21. Практическое занятие (ПОБ: 04.12; ФЗК: 05.12) | ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТРЕНИРОВКИ ОРГАНИЗМА | СР ПЗ 16 – с. 41. Изучить разделы 3.1, 3.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
22. Практическое занятие (ПОБ: 11.12; ФЗК: 10.12) | Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физической культуры | ПЗ 17 – с. 43. Изучить разделы 3.3, 3.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
23. Практическое занятие (ПОБ: 16.12; ФЗК: 12.12) | ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ | ПЗ 11 – с. 83. Изучить разделы 15.1, 15.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
24. Практическое занятие (ПОБ: 18.12; ФЗК: 19.12) | Соревнования как главный атрибут спорта | ПЗ 13 – с. 86; ПЗ 12 – с. 85. Изучить разделы 15.3, 15.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
25. Практическое занятие. (ПОБ: 25.12; ФЗК: 24.12) | Основы знаний о спортивной подготовке | ПЗ 10 – с. 83; ПЗ 16 – с. 87. Изучить раздел 15.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко. Базовые понятия («Сайт» - синие) |
26. Лекция (ПОБ: 30.12; ФЗК: 26.12) | ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ | Изучить главу 13 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко (большая часть вопросов была освещена в теоретическом разделе дисциплины "Физическая культура и спорт") |
27. Практическое занятие. (ПОБ: 01.01; ФЗК: 02.01) | КОНТРОЛЬ по итогам семестра | Знать содержание базовых понятий |
ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ (2, 3 семестры)
- Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Основные задачи, содержание и структура дисциплины.
- Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и науки.
- Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры личности и общества.
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Основные подходы к оценке уровня сформированности физической культуры личности.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Физическая культура личности как триединство взаимосвязанных компонентов: аксиологического, образовательного и потребностного.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
- Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
- Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», «Физическая культура» и «Спорт», «Физическое воспитание» и «Физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
- Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: основные понятия, цель, задачи, ведущие принципы, направления и условия функционирования.
- Общие представления о системе физического воспитания. Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.
- Общие представления о системе физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
- Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
- Система принципов физического воспитания. Краткая характеристика группы социально-педагогических, общедидактических и специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
- Особенности формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.
- Особенности формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания. Личная гигиена, рациональное питание и закаливание как важнейшие компоненты здорового образа жизни.
- Основные правила оздоровительной тренировки. Телосложение и особенности его формирования.
- Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Утомление и восстановительные процессы в физическом воспитании.
- Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
- Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Характеристика видов интервалов отдыха.
- Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Классификация нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления (Л.П. Матвеев, 1991 г.).
- Основные правила оздоровительной тренировки. Краткая характеристика эффектов, возникающих в организме человека под воздействием физических упражнений: тренировочный, срочный, отставленный, кумулятивный.
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания, их краткая характеристика.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
- Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
- Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений и их краткая характеристика.
- Содержание, форма и структура физических упражнений. Их оздоровительное и образовательное значение.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, критерии эффективности.
- Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Общие требования к процессу их преподавания и усвоения.
- Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
- Система специальных знаний как основное средство формирования физической культуры личности в процессе физического воспитания.
- Содержание понятий «метод», «методический приём», «методика». Общие требования к подбору методов физического воспитания.
- Классификация методов физического воспитания и их краткая характеристика: особенности применения в процессе физического воспитания.
- Содержание понятий «обучение», «преподавание», «учение». Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
- Цель, задачи и структура процесса обучения двигательным действиям. Общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
- Закономерности образования двигательных умений и навыков. Значение, характерные признаки и отличительные черты.
- Краткая характеристика законов формирования двигательного навыка.
- Краткая характеристика этапов начального, углубленного разучивания двигательного действия, его закрепления и дальнейшего совершенствования: задачи, особенности средств и методов.
- Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
- Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи. Основы методики применения подвижных игр в процессе учебных занятий, во внеурочное время, во внешкольной работе.
- Общие представления о системе спортивной подготовки. Соревнования как главный атрибут спорта.
- Общие представления о системе спортивной подготовки. Спортивная тренировка как ведущий элемент спорта.
- Краткая история изучения физических качеств и двигательных способностей.
- Общие представления о физических качествах. Закономерности развития и принципы воспитания.
- Развитие силы (силовых способностей): понятие, виды, задачи, методы воспитания. Место силовых упражнений в отдельном занятии и в системе смежных занятий.
- Развитие выносливости: понятие, виды. Методика воспитания выносливости: воздействие на аэробные и анаэробные возможности.
- Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Методика воздействий на развитие быстроты движений.
- Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. «Скоростной барьер» и пути его преодоления.
- Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Влияние силовой подготовки на показатели быстроты движений.
- Развитие гибкости: понятие, виды. Методика воспитания гибкости.
- Развитие ловкости (координационных возможностей): понятие, виды и способы измерения. Методика воздействий на развитие ловкости.
- Общие представления о физических качествах. Развитие физических качеств как единый процесс.
- Урок как основная форма физического воспитания школьников: содержание и структура.
- Общая характеристика внеурочных (внеклассных) форм физического воспитания школьников.
- Общая характеристика внешкольной работы по физическому воспитанию.
- Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры
- Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура»
- Сравнительная характеристика структуры и содержания примерных рабочих программ по физической культуре.