ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В РАМКАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  1. Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Основные задачи курса и специфика предмета. Основное содержание и структура дисциплины. Предмет изучения теории и методики физического воспитания.
  2. Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как науки и учебной дисциплины. Этапы развития. История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры.
  3. Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Основоположники отечественной системы физического воспитания и школьной физической культуры. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
  4. Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
  5. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Содержание данного понятия при рассмотрении в двух аспектах: широком и узком смысле слова. Содержание понятия «Физическая культура личности». Операциональный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты.
  6. Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», их сходство и различия. Признаки процесса физического развития. Основные факторы, влияющие на физическое развитие каждого человека.
  7. Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: цель, задачи, ведущие принципы, условия функционирования. Содержание понятий «Система», «Система физического воспитания». Основные признаки системности.
  8. Характеристика основных направлений отечественной системы физического воспитания. Цель, задачи и определяющие основы отечественной системы физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
  9. Основные специфические функции и формы современной физической культуры. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры в обществе. Основные компоненты (направления) физической культуры.
  10. Система принципов физического воспитания. Характеристика группы социально-педагогических принципов, принципов отечественной системы физического воспитания.
  11. Система принципов физического воспитания. Характеристика группы общедидактических принципов, используемых в процессе физического воспитания.
  12. Система принципов физического воспитания. Характеристика группы специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
  13. Система принципов физического воспитания. Характеристика принципов отечественной системы физического воспитания и особенности их реализация.
  14. Система принципов физического воспитания. Реализация принципа природосообразности в процессе физического воспитания.
  15. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания.
  16. Организация образовательного процесса, внеурочной деятельности, по физическому воспитанию с использованием дистанционных технологий.
  17. Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни.
  18. Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.
  19. Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
  20. Гигиенические факторы и естественные силы природы как средства физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность их воздействий на организм человека.
  21. Классификация физических упражнений по структурным биомеханическим признакам и по степени схожести с изучаемым сложно-координированным двигательным действием. Их краткая характеристика.
  22. Классификация физических упражнений по мощности выполняемой работы или по величине физиологической нагрузки, их краткая характеристика.
  23. Содержание физических упражнений, их оздоровительное и образовательное значение. Форма физических упражнений. Структура физических упражнений: внутренняя и вешняя.
  24. Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура: пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики.
  25. Критерии эффективности техники упражнений: ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты. Фазы изменения эффектов упражнений.
  26. Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры.
  27. Источники знаний, система знаний, использование знаний в процессе обучения двигательным действиям. Общие требования к процессу преподавания и усвоения знаний в области физической культуры.
  28. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
  29. Методы физического воспитания: значение, исходные понятия («метод», «методический приём», «методика»). Классификация методов физического воспитания, общие требования к их подбору.
  30. Утомление и восстановительные процессы в физическом воспитании. Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки.
  31. Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся физическими упражнениями. Характеристика видов интервалов отдыха (полный, сокращенный, оптимизированный).
  32. Эффекты, возникающие в организме под воздействием физических упражнений: тренировочный, срочный, отставленный, кумулятивный. Классификация нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления (Л.П. Матвеев).
  33. Цель и задачи обучения двигательным действиям. Исходные понятия: «Обучение», «Преподавание», «Учение». Закономерности образования двигательных умений и навыков.
  34. Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков. Структура процесса обучения, общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
  35. Двигательный навык: значение и характерные признаки. История становления и развития теории формирования двигательного навыка. Признаки неравномерности его формирования.
  36. Двигательное умение: значение и характерные признаки. Умения и навыки как разные степени владения двигательными действиями. Отличительные черты двигательных умений и навыков.
  37. Законы формирования двигательного навыка. Характеристика законов изменения скорости в развитии навыка; «плато»; угасания навыка; переноса двигательного навыка. Характеристика фаз протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) в ЦНС при формировании двигательного навыка.
  38. Характеристика этапов начального, углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
  39. Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков. Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
  40. Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи. Основы методики применения подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре, во внеурочное время, во внешкольной деятельности.
  41. Общие представления о комплексе физических (двигательных) качеств: определение понятий, общая характеристика.
  42. Общие представления о комплексе средств физического воспитания.
  43. Общие представления о методах в физическом воспитании: понятия, значение, классификация.
  44. Характеристика понятий «физическое воспитание», «физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
  45. Характеристика и соотношение понятий «Физическая культура» и «спорт».
  46. Физическое упражнение как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений. Взаимосвязь понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
  47. Классификация и общая характеристика методов физического воспитания.
  48. Знания как компонент физкультурного образования: источники знаний, система знаний, использование знаний в процессе обучения двигательным действиям. Уровни усвоения и качества знаний. Основные требования к методике формирования знаний.
  49. Характеристика этапов развития физических способностей. Фазность развития физических способностей (фазы нарастающей и относительной стабилизации, временного снижения и повышения физической работоспособности). Характеристика эффекта диссоциации в развитии физических качеств.
  50. Двигательные (физические) качества человека: исходные понятия, закономерности и принципы развития. Развитие физических качеств как единый процесс.
  51. Характеристика силы и выносливости, как базовых физических качеств по отношению к другим.
  52. Двигательное качество «сила»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения.
  53. Двигательное качество «быстрота»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Характеристика фаз движений, выполняемых с максимальной скоростью. Формы проявления быстроты (физиологические и биохимические механизмы проявления быстроты).
  54. Влияние силовой подготовки на процесс развития быстроты. Требования к упражнениям, выполняемым с максимальной скоростью (скоростные упражнения).
  55. Особенности воспитания выносливости: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Характер нагрузки при использовании циклических упражнений.
  56. Методика развития аэробных возможностей. Моделирование анаэробных условий работы.
  57. Характеристики анаэробных нагрузок при развитии аэробных возможностей. Особенности воздействия на различные механизмы энергообеспечения работы.
  58. Упражнения на выносливость в системе смежных занятий. Методика развития анаэробных возможностей: задачи, средства, методы.
  59. Двигательное качество «гибкость»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Последовательность включения активных и пассивных упражнений в комплексы упражнений.
  60. Двигательное качество «ловкость»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Требования к упражнениям, применяемым для развития ловкости.
  61. Развитие физических качеств как единый процесс. Причины, определяющие характер и величину влияния развития одного физического качества на развитие других.
  62. Отличительные признаки проявления ловкости: количественные и качественные характеристики. Точность движения как наиболее информативный и комплексный критерий оценки ловкости. Основные положения теории Николая Александровича Бернштейна по управлению движениями.
  63. Контроль за занимающимися физическими упражнениями: виды контроля, его цель и задачи, показатели физического развития. Способы оценки функциональной тренированности занимающихся. Способы оценки состояния здоровья занимающихся.
  64. Характеристика метода самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.
  65. Понятие об общей и специальной физической подготовке: определение понятий, компоненты и структура.
  66. Сущность спорта и его роль в жизни современного общества. Типы, виды и функции спорта. Система спортивной подготовки: принципы, этапы, средства, методы.