ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В РАМКАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Основные задачи курса и специфика предмета. Основное содержание и структура дисциплины. Предмет изучения теории и методики физического воспитания.
- Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как науки и учебной дисциплины. Этапы развития. История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры.
- Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Основоположники отечественной системы физического воспитания и школьной физической культуры. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
- Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Содержание данного понятия при рассмотрении в двух аспектах: широком и узком смысле слова. Содержание понятия «Физическая культура личности». Операциональный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты.
- Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», их сходство и различия. Признаки процесса физического развития. Основные факторы, влияющие на физическое развитие каждого человека.
- Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: цель, задачи, ведущие принципы, условия функционирования. Содержание понятий «Система», «Система физического воспитания». Основные признаки системности.
- Характеристика основных направлений отечественной системы физического воспитания. Цель, задачи и определяющие основы отечественной системы физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
- Основные специфические функции и формы современной физической культуры. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры в обществе. Основные компоненты (направления) физической культуры.
- Система принципов физического воспитания. Характеристика группы социально-педагогических принципов, принципов отечественной системы физического воспитания.
- Система принципов физического воспитания. Характеристика группы общедидактических принципов, используемых в процессе физического воспитания.
- Система принципов физического воспитания. Характеристика группы специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
- Система принципов физического воспитания. Характеристика принципов отечественной системы физического воспитания и особенности их реализация.
- Система принципов физического воспитания. Реализация принципа природосообразности в процессе физического воспитания.
- Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания.
- Организация образовательного процесса, внеурочной деятельности, по физическому воспитанию с использованием дистанционных технологий.
- Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни.
- Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.
- Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
- Гигиенические факторы и естественные силы природы как средства физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность их воздействий на организм человека.
- Классификация физических упражнений по структурным биомеханическим признакам и по степени схожести с изучаемым сложно-координированным двигательным действием. Их краткая характеристика.
- Классификация физических упражнений по мощности выполняемой работы или по величине физиологической нагрузки, их краткая характеристика.
- Содержание физических упражнений, их оздоровительное и образовательное значение. Форма физических упражнений. Структура физических упражнений: внутренняя и вешняя.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура: пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики.
- Критерии эффективности техники упражнений: ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты. Фазы изменения эффектов упражнений.
- Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры.
- Источники знаний, система знаний, использование знаний в процессе обучения двигательным действиям. Общие требования к процессу преподавания и усвоения знаний в области физической культуры.
- Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
- Методы физического воспитания: значение, исходные понятия («метод», «методический приём», «методика»). Классификация методов физического воспитания, общие требования к их подбору.
- Утомление и восстановительные процессы в физическом воспитании. Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки.
- Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся физическими упражнениями. Характеристика видов интервалов отдыха (полный, сокращенный, оптимизированный).
- Эффекты, возникающие в организме под воздействием физических упражнений: тренировочный, срочный, отставленный, кумулятивный. Классификация нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления (Л.П. Матвеев).
- Цель и задачи обучения двигательным действиям. Исходные понятия: «Обучение», «Преподавание», «Учение». Закономерности образования двигательных умений и навыков.
- Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков. Структура процесса обучения, общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
- Двигательный навык: значение и характерные признаки. История становления и развития теории формирования двигательного навыка. Признаки неравномерности его формирования.
- Двигательное умение: значение и характерные признаки. Умения и навыки как разные степени владения двигательными действиями. Отличительные черты двигательных умений и навыков.
- Законы формирования двигательного навыка. Характеристика законов изменения скорости в развитии навыка; «плато»; угасания навыка; переноса двигательного навыка. Характеристика фаз протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) в ЦНС при формировании двигательного навыка.
- Характеристика этапов начального, углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
- Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков. Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
- Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи. Основы методики применения подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре, во внеурочное время, во внешкольной деятельности.
- Общие представления о комплексе физических (двигательных) качеств: определение понятий, общая характеристика.
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания.
- Общие представления о методах в физическом воспитании: понятия, значение, классификация.
- Характеристика понятий «физическое воспитание», «физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
- Характеристика и соотношение понятий «Физическая культура» и «спорт».
- Физическое упражнение как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений. Взаимосвязь понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
- Классификация и общая характеристика методов физического воспитания.
- Знания как компонент физкультурного образования: источники знаний, система знаний, использование знаний в процессе обучения двигательным действиям. Уровни усвоения и качества знаний. Основные требования к методике формирования знаний.
- Характеристика этапов развития физических способностей. Фазность развития физических способностей (фазы нарастающей и относительной стабилизации, временного снижения и повышения физической работоспособности). Характеристика эффекта диссоциации в развитии физических качеств.
- Двигательные (физические) качества человека: исходные понятия, закономерности и принципы развития. Развитие физических качеств как единый процесс.
- Характеристика силы и выносливости, как базовых физических качеств по отношению к другим.
- Двигательное качество «сила»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения.
- Двигательное качество «быстрота»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Характеристика фаз движений, выполняемых с максимальной скоростью. Формы проявления быстроты (физиологические и биохимические механизмы проявления быстроты).
- Влияние силовой подготовки на процесс развития быстроты. Требования к упражнениям, выполняемым с максимальной скоростью (скоростные упражнения).
- Особенности воспитания выносливости: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Характер нагрузки при использовании циклических упражнений.
- Методика развития аэробных возможностей. Моделирование анаэробных условий работы.
- Характеристики анаэробных нагрузок при развитии аэробных возможностей. Особенности воздействия на различные механизмы энергообеспечения работы.
- Упражнения на выносливость в системе смежных занятий. Методика развития анаэробных возможностей: задачи, средства, методы.
- Двигательное качество «гибкость»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Последовательность включения активных и пассивных упражнений в комплексы упражнений.
- Двигательное качество «ловкость»: определение понятия, задачи, виды, средства, методические основы развития, способы измерения. Требования к упражнениям, применяемым для развития ловкости.
- Развитие физических качеств как единый процесс. Причины, определяющие характер и величину влияния развития одного физического качества на развитие других.
- Отличительные признаки проявления ловкости: количественные и качественные характеристики. Точность движения как наиболее информативный и комплексный критерий оценки ловкости. Основные положения теории Николая Александровича Бернштейна по управлению движениями.
- Контроль за занимающимися физическими упражнениями: виды контроля, его цель и задачи, показатели физического развития. Способы оценки функциональной тренированности занимающихся. Способы оценки состояния здоровья занимающихся.
- Характеристика метода самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.
- Понятие об общей и специальной физической подготовке: определение понятий, компоненты и структура.
- Сущность спорта и его роль в жизни современного общества. Типы, виды и функции спорта. Система спортивной подготовки: принципы, этапы, средства, методы.