ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (1 СЕМЕСТР)

  • Словарь базовых понятий теории физической культуры

    № (дата) Содержание занятий Самостоятельная работа
    1. Лекция (03.09) Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Структура и содержание учебной дисциплины. Теория и методика физической культуры как наука. Знать базовые понятия (см. выделено синим цветом)

    2. Практическое занятие (05.09) Теория и методика физической культуры как наука СР ПЗ 1 – с. 26. Вопросы № 1-3. Дополнительно: ведущие вузы ФК России (ГЦОЛИФК и т.д.)
    3. Практическое занятие (12.09) Базовые понятия теории и методики физического воспитания СР: содержание лекций 1-3; составить конспекты по содержанию разделов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    4. Практическое занятие (17.09) Общие сведения о выдающихся учёных в области физической культуры Ведущие вузы физической культуры и спорта России контроль СР - содержания лекций 1-3 - ПЗ 1 – с. 26 - ПЗ 2 – с. 29 (базовые понятия («Лань» - 4 сем, с. 11) СР: вузы ФК, выдающиеся учёные
    5. Лекция (19.09) ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Определение ведущих понятий Структура и содержание системы физического воспитания (цель, задачи, нормативно-правовые, организационные, научно-методические основы обеспечения в области физической культуры) СР ПЗ 4 – с. 30; ГЛАВА 4 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    6. Лекция (26.09) Принципы системы физического воспитания СР ПЗ № 5; ГЛАВА 10 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    7. Лекция (01.10) Нормативно-правовое обеспечение в области физической культуры Контроль: - ПЗ 4,5 – с. 30
    8. Практическое занятие (03.10) Краткая история становления и развития систем физического воспитания ПЗ 6 – с. 31 + ПЗ Сайт «Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания»
    9. Практическое занятие. КОНТРОЛЬ (10.10) - знать содержание разделов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко - ПЗ 7 – с. 32 - тестирование
    10. Лекция (15.10) ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Средства физического воспитания как определяющий фактор его эффективности Определения исходных понятий СР ПЗ 8 – с. 32-33; разделы 8.1, 8.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    11. Лекция (17.10) Физические упражнения – как основное специфическое средство физического воспитания Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений. Классификация физических упражнений. Общность и отличия физических упражнений и физического труда СР ПЗ 9 – с. 34; разделы 8.3, 8.4, 8.5 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    12. Лекция (24.10) Содержание, форма и техника физических упражнений. Количественные характеристики техники физических упражнений. Контроль: - раздел 8.6 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко - ПЗ 8 – с. 32-33 - ПЗ 9 – с. 34
    13. Лекция (29.10) Представление о системе специальных физкультурных знаний как основном средстве физического воспитания раздел 8.7 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко; СР: ПЗ 10 – с. 35
    14. Практическое занятие. Контроль. (31.10) Система теоретических знаний в области физической культуры Знания, как элемент содержания общего образования в области физической культуры Особенности технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний Методические особенности преподавания знаний в процессе физического воспитания школьников Контроль: ГЛАВА 1 разделы 8.1, 8.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко; ПЗ 10 – с. 35
    15. Практическое занятие. Контроль. (07.11) Подвижные игры как средство физического воспитания детей и молодёжи Контроль: ПЗ 11 – с. 36
    16. Практическое занятие (12.11) Контроль по теме «ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» Собеседование
    17. Лекция (14.11) МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Общие представления о методах физического воспитания. Основные понятия Классификация методов физического воспитания базовые понятия («Лань» - 5 сем, с. 11)
    18. Лекция (21.11) Общепедагогические методы обучения СР контроль содержания лекции ПЗ 13 – с. 37
    19. Практическое занятие (26.11) Методы строго регламентированного упражнения СР: контроль содержания предыдущей лекции; глава 9 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    20. Практическое занятие (28.11) Методы частично регламентированного упражнения контроль СР контроль содержания лекции; глава 9 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко СР – с. 39 ПЗ 14 – с. 37
    21. Практическое занятие (05.12) КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ "МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ". Определение ведущих понятий. Структура и содержание системы физического воспитания (цель, задачи, нормативно-правовые, организационные, научно-методические основы обеспечения в области физической культуры) СР - базовые понятия («Лань» - 5 сем, с. 11) - ПЗ 15 – с. 38 (+ задания с проблемными ситуациями)
    22. Лекция (10.12) ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Общая характеристика и закономерности обучения двигательным действиям. Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей Краткая история становления и развития теории формирования двигательных навыков СР: закрепление; разделы 11.1, 11.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    23. Практическое занятие (12.12) Основные положения теории Н. А. Бернштейна контроль содержания лекции - изучить в ТиМФК - «О построении движений», 1947 - раздел 11.3 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    24. Практическое занятие (19.12) Уровни построения движения контроль содержания лекции; раздел 11.4 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    25. Практическое занятие. (24.12) Основные трудности управления движениями Формирование движений у детей и подростков. Уровни владения двигательным действием: двигательное умение и навык. контроль содержания лекции - разделы 11.5-11.7 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    26. Практическое занятие (26.12) Формирование двигательного навыка. Двигательные ошибки: их предупреждение и исправление. Роль технических средств в освоении двигательных действий контроль содержания лекции ПЗ 18 – с. 44; разделы 11.8-11.10 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    27.Практическое занятие (02.01) КОНТРОЛЬ по теме: "ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ" СР: базовые понятия («Лань» - 5 сем, с. 11); ГЛАВА 11 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко

    ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ


      ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    1. Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Основные задачи курса и специфика предмета.
    2. Основное содержание и структура дисциплины. Предмет изучения теории и методики физического воспитания.
    3. Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как науки.
    4. Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины.
    5. Этапы развития «Теории и методики физического воспитания» как учебной дисциплины.
    6. История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры.
    7. Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Основоположники отечественной системы физического воспитания и школьной физической культуры.
    8. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
    9. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
    10. Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
    11. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Содержание данного понятия при рассмотрении в двух аспектах: широком и узком смысле слова.
    12. Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», их сходство и различия.
    13. Признаки процесса физического развития. Основные факторы, влияющие на физическое развитие каждого человека.
    14. Характеристика и соотношение понятий «Физическая культура» и «спорт».
    15. Характеристика понятий «физическое воспитание», «физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
    16. Содержание понятия «Физическая культура личности». Операциональный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты.

    17. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РФ

    18. Содержание понятий «Система», «Система физического воспитания». Основные признаки системности.
    19. Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: цель, задачи, ведущие принципы, условия функционирования.
    20. Характеристика основных направлений отечественной системы физического воспитания.
    21. Цель, задачи и определяющие основы отечественной системы физического воспитания.
    22. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
    23. Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
    24. Основные специфические функции и формы современной физической культуры. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры в обществе.
    25. Основные компоненты (направления) физической культуры.
    26. Система принципов физического воспитания. Принципы отечественной системы физического воспитания.
    27. Характеристика группы социально-педагогических принципов отечественной системы физического воспитания.
    28. Характеристика группы общедидактических принципов, используемых в процессе физического воспитания.
    29. Характеристика группы специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
    30. Принцип всестороннего гармонического развития личности: характеристика и пути реализации в процессе физического воспитания.
    31. Принцип оздоровительной направленности, его реализация в процессе физического воспитания.
    32. Принцип связи с практической общественно значимой деятельностью, его реализация в процессе физического воспитания.
    33. Принципы сознательности и активности, их реализация в процессе физического воспитания.
    34. Принципы доступности и индивидуализации, их реализация в процессе физического воспитания.
    35. Принципы непрерывности процесса физического воспитания и систематичности чередования в нём нагрузки и отдыха.
    36. Принципы постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействия и адаптивного сбалансирования их динамики.
    37. Принципы наглядности, цикличного построения системы занятий физическими упражнениями и возрастной адекватности воздействий в процессе физического воспитания.
    38. Реализация принципа природосообразности в процессе физического воспитания.
    39. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания.
    40. Организация образовательного процесса, внеурочной деятельности, по физическому воспитанию с использованием дистанционных технологий.
    41. Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни.
    42. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.

    43. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    44. Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
    45. Комплекс средств физического воспитания и их краткая характеристика.
    46. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений.
    47. Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
    48. Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
    49. Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
    50. Классификация физических упражнений и её значение.
    51. Классификация физических упражнений по структурным биомеханическим признакам и их краткая характеристика.
    52. Классификация физических упражнений по степени схожести с изучаемым сложно-координированным двигательным действием и их краткая характеристика.
    53. Классификация физических упражнений по мощности выполняемой работы или по величине физиологической нагрузки, их краткая характеристика.
    54. Содержание физических упражнений, их оздоровительное и образовательное значение.
    55. Форма физических упражнений. Структура физических упражнений: внутренняя и вешняя.
    56. Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника.
    57. Техника физического упражнения как биодинамическая структура: пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики.
    58. Критерии эффективности техники упражнений: ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты. Фазы изменения эффектов упражнений.
    59. Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека.
    60. Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры.
    61. Источники знаний, система знаний, использование знаний в процессе обучения двигательным действиям.
    62. Общие требования к процессу преподавания и усвоения знаний в области физической культуры.
    63. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры.
    64. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.

    65. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    66. Методы физического воспитания: значение, исходные понятия («метод», «методический приём», «методика»).
    67. Методы физического воспитания: классификация, общие требования к подбору.
    68. Классификация и характеристика специфических методов физического воспитания.
    69. Классификация и характеристика общепедагогических методов обучения. Особенности их применения в процессе физического воспитания.
    70. Характеристика методов строго регламентированного упражнения.
    71. Характеристика методов частично регламентированного упражнения.
    72. Методы использования слова и их характеристика.
    73. Методы наглядного восприятия и их характеристика.
    74. Характеристика игрового и соревновательного методов физического воспитания.
    75. Характеристика методов, используемых преимущественно в процессе обучения двигательным действиям.
    76. Характеристика методов, используемых преимущественно в процессе воспитания физических качеств.

    77. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

    78. Цель и задачи обучения двигательным действиям. Исходные понятия: «Обучение», «Преподавание», «Учение».
    79. Структура процесса обучения, общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
    80. Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
    81. Закономерности образования двигательных умений и навыков.
    82. История становления и развития теории формирования двигательного навыка.
    83. Двигательное умение: значение и характерные признаки.
    84. Двигательный навык: значение и характерные признаки.
    85. Умения и навыки как разные степени владения двигательными действиями. Отличительные черты двигательных умений и навыков.
    86. Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона изменения скорости в развитии навыка.
    87. Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона «плато».
    88. Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона угасания навыка.
    89. Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона переноса двигательного навыка.
    90. Признаки неравномерности формирования двигательного навыка.
    91. Характеристика фаз протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) в ЦНС при формировании двигательного навыка.
    92. Характеристика этапа начального разучивания двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
    93. Характеристика этапа углубленного разучивания двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
    94. Характеристика этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
    95. Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
    96. Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи.
    97. Основы методики применения подвижных игр.
    98. Методика проведения подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре.
    99. Методика проведения подвижных игр во внеурочное время.
    100. Методика проведения подвижных игр во внешкольной работе с детьми.

    101. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


      ОСНОВНАЯ

    102. Лукьяненко В. П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2024. – 566 с. возможность ознакомиться в 227 кабинете или приобрести на сайте издательства
    103. Лукьяненко В.П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия: учебное пособие для вузов / В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 116 c. свободный доступ на сайте ЭБС Лань при регистрации в качестве студента (подтверждение регистрации в течение 2-3 дней)
    104. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. – 228 с.свободный доступ в сети Интернет
    105. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.свободный доступ в сети Интернет
    106. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 494 с. свободный доступ в сети Интернет

      ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    107. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль¬тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. свободный доступ в сети Интернет
    108. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / Банк документов Министерства просвещения РФ. – [Электронный ресурс]. свободный доступ в сети Интернет
    109. Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развитие физической культуры в современном обществе: монография / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский Спорт, 2008. – 158 с.свободный доступ в сети Интернет
    110. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.свободный доступ в сети Интернет