ФЗК-б-о-24-1 (1 курс, 2 семестр): ЛЕКЦИИ
№ (дата) | Содержание занятий | Самостоятельная работа |
1. (10.02) | Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Структура и содержание учебной дисциплины. Теория и методика физической культуры как наука. | Знать базовые понятия (см. выделено синим цветом) |
2. (24.02) | Физическая культура как социальное явление | разделы 2.1-2.5. ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко |
3. (10.03) | Базовые понятия теории и методики физического воспитания | раздел 2.6. ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко |
4. (12.03 за 21.04) | Общие сведения о выдающихся учёных в области физической культуры Ведущие вузы физической культуры и спорта России | Биография П.Ф. Лесгафта, выдающихся учёных | 5. (24.03) | ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Определение ведущих понятий Структура и содержание системы физического воспитания (цель, задачи, нормативно-правовые, организационные, научно-методические основы обеспечения в области физической культуры) | СР ПЗ 4 – с. 30; ГЛАВА 4 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
6. (07.04) | ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Средства физического воспитания как определяющий фактор его эффективности Определения исходных понятий | СР ПЗ 8 – с. 32-33; разделы 8.1, 8.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко. Содержание, форма и техника физических упражнений (Б.А. Ашмарин). Количественные характеристики техники физических упражнений (Б.А. Ашмарин). |
7. (05.05) | Система теоретических знаний в области физической культуры Знания, как элемент содержания общего образования в области физической культуры | разделы 1.1-1.3 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; ПЗ 10 – с. 35 |
8. (19.05) | Знания, как элемент содержания общего образования в области физической культуры Особенности технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний Методические особенности преподавания знаний в процессе физического воспитания школьников | разделы 1.4, 1.5 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; ПЗ 10 – с. 35 |
ФЗК-б-о-24-1 (1 курс, 2 семестр): ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ (дата) | Содержание занятий | Самостоятельная работа |
1. | Теория и методика физической культуры как наука | ПЗ 1 – с. 26. Вопросы № 1-3. Дополнительно: ведущие вузы ФК России (ГЦОЛИФК и т.д.) |
2. | Принципы системы физического воспитания | ПЗ 4, стр. 30; ПЗ № 6, стр. 31 (ТиМФК Б.А. Ашмарин); раздел 10.1 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом) |
3. | Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания | Выполнить задание № 1 (ФРП по ФК, ТиМФК Б.А. Ашмарин); контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом) |
4. | Контроль «Система физического воспитания» | - знать содержание разделов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко - ПЗ 7 – с. 32 - тестирование; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом) |
5. | Средства физического воспитания. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Физические упражнения – как основное специфическое средство физического воспитания Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений. Классификация физических упражнений. Общность и отличия физических упражнений и физического труда | Контроль: - раздел 8.1-8.6 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко - ПЗ 8 – с. 32-33; ПЗ 9 – с. 34; - контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом) |
6. | Представление о системе специальных физкультурных знаний как основном средстве физического воспитания | ПЗ 10 – с. 35; раздел 8.7 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом) |
7. | Подвижные игры как средство физического воспитания детей и молодёжи | Контроль: ПЗ 11 – с. 36; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом) |
8. | Контроль по теме «ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» | Собеседование, контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом) |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Вопросы к собеседованию
- Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и науки.
- Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры личности и общества.
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания, их краткая характеристика.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Основные подходы к оценке уровня сформированности физической культуры личности.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Физическая культура личности как триединство взаимосвязанных компонентов: аксиологического, образовательного и потребностного.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений и их краткая характеристика.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, критерии эффективности.
- Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
- Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
- Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», «Физическая культура» и «Спорт», «Физическое воспитание» и «Физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
- Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
- Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Общие требования к процессу их преподавания и усвоения.
- Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: основные понятия, цель, задачи, ведущие принципы, направления и условия функционирования.
- Общие представления о системе физического воспитания. Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.
- Общие представления о системе физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
- Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
- Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
- Система принципов физического воспитания. Краткая характеристика группы социально-педагогических, общедидактических и специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся.
- Содержание, форма и структура физических упражнений. Их оздоровительное и образовательное значение.
- Система специальных знаний как основное средство формирования физической культуры личности в процессе физического воспитания.
- Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура.
- Основы методики применения подвижных игр в процессе учебных занятий, во внеурочное время, во внешкольной работе.
- Физическая культура как вид культуры и её роль в жизни общества. Общие представления о функциях физической культуры в жизни современного общества.
- Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека. Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности.
- Общие представления о системе физического воспитания. Определение ведущих понятий.
- Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
- Структура отечественной системы физического воспитания.
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Средства физического воспитания как определяющий фактор его эффективности.
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Определения исходных понятий.
- Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания.
- Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений.
- Общность и отличия физических упражнений и физического труда.
- Представление о системе специальных физкультурных знаний как основном средстве физического воспитания.
- Общие представления о классификации физических упражнений: предназначение, признаки.
- Классификация физических упражнений: характеристика упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по анатомическому признаку, по признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества
- Классификация физических упражнений: характеристика упражнений по структурным биомеханическим признакам, по мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки), по степени близости к соревновательному упражнению.
- Общие представления о зонах максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности работы.