ФЗК-б-о-24-1 (1 курс, 2 семестр): ЛЕКЦИИ

  • Словарь базовых понятий теории физической культуры

    № (дата) Содержание занятий Самостоятельная работа
    1. (10.02) Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Структура и содержание учебной дисциплины. Теория и методика физической культуры как наука. Знать базовые понятия (см. выделено синим цветом)

    2. (24.02) Физическая культура как социальное явление разделы 2.1-2.5. ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко
    3. (10.03) Базовые понятия теории и методики физического воспитания раздел 2.6. ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко
    4. (12.03 за 21.04) Общие сведения о выдающихся учёных в области физической культуры Ведущие вузы физической культуры и спорта России Биография П.Ф. Лесгафта, выдающихся учёных
    5. (24.03) ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Определение ведущих понятий Структура и содержание системы физического воспитания (цель, задачи, нормативно-правовые, организационные, научно-методические основы обеспечения в области физической культуры) СР ПЗ 4 – с. 30; ГЛАВА 4 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко
    6. (07.04) ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Средства физического воспитания как определяющий фактор его эффективности Определения исходных понятий СР ПЗ 8 – с. 32-33; разделы 8.1, 8.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко. Содержание, форма и техника физических упражнений (Б.А. Ашмарин). Количественные характеристики техники физических упражнений (Б.А. Ашмарин).
    7. (05.05) Система теоретических знаний в области физической культуры Знания, как элемент содержания общего образования в области физической культуры разделы 1.1-1.3 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; ПЗ 10 – с. 35
    8. (19.05) Знания, как элемент содержания общего образования в области физической культуры Особенности технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний Методические особенности преподавания знаний в процессе физического воспитания школьников разделы 1.4, 1.5 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; ПЗ 10 – с. 35

    ФЗК-б-о-24-1 (1 курс, 2 семестр): ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  • Словарь базовых понятий теории физической культуры

    № (дата) Содержание занятий Самостоятельная работа
    1. Теория и методика физической культуры как наука ПЗ 1 – с. 26. Вопросы № 1-3. Дополнительно: ведущие вузы ФК России (ГЦОЛИФК и т.д.)
    2. Принципы системы физического воспитания ПЗ 4, стр. 30; ПЗ № 6, стр. 31 (ТиМФК Б.А. Ашмарин); раздел 10.1 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом)
    3. Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания Выполнить задание № 1 (ФРП по ФК, ТиМФК Б.А. Ашмарин); контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом)
    4. Контроль «Система физического воспитания» - знать содержание разделов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко - ПЗ 7 – с. 32 - тестирование; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом)
    5. Средства физического воспитания. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Физические упражнения – как основное специфическое средство физического воспитания Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений. Классификация физических упражнений. Общность и отличия физических упражнений и физического труда Контроль: - раздел 8.1-8.6 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко - ПЗ 8 – с. 32-33; ПЗ 9 – с. 34; - контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом)
    6. Представление о системе специальных физкультурных знаний как основном средстве физического воспитания ПЗ 10 – с. 35; раздел 8.7 ТиМФК, 2025, В.П. Лукьяненко; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом)
    7. Подвижные игры как средство физического воспитания детей и молодёжи Контроль: ПЗ 11 – с. 36; контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом)
    8. Контроль по теме «ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» Собеседование, контроль базовых понятий (см. выделено синим цветом)

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    ОСНОВНАЯ

  • Лукьяненко В. П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2024. – 566 с. возможность ознакомиться в 227 кабинете или приобрести на сайте издательства
  • Лукьяненко В.П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия: учебное пособие для вузов / В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 116 c. свободный доступ на сайте ЭБС Лань при регистрации в качестве студента (подтверждение регистрации в течение 2-3 дней)
  • Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. – 228 с.свободный доступ в сети Интернет
  • Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.свободный доступ в сети Интернет
  • Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 494 с. свободный доступ в сети Интернет

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  • Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль¬тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. свободный доступ в сети Интернет
  • Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / Банк документов Министерства просвещения РФ. – [Электронный ресурс]. свободный доступ в сети Интернет
  • Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развитие физической культуры в современном обществе: монография / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский Спорт, 2008. – 158 с.свободный доступ в сети Интернет
  • Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.свободный доступ в сети Интернет

    Вопросы к собеседованию

    1. Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и науки.
    2. Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
    3. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры личности и общества.
    4. Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
    5. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
    6. Общие представления о комплексе средств физического воспитания, их краткая характеристика.
    7. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Основные подходы к оценке уровня сформированности физической культуры личности.
    8. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
    9. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Физическая культура личности как триединство взаимосвязанных компонентов: аксиологического, образовательного и потребностного.
    10. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений и их краткая характеристика.
    11. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
    12. Техника физических упражнений: основа и детали техники, критерии эффективности.
    13. Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
    14. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
    15. Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», «Физическая культура» и «Спорт», «Физическое воспитание» и «Физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
    16. Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
    17. Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Общие требования к процессу их преподавания и усвоения.
    18. Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: основные понятия, цель, задачи, ведущие принципы, направления и условия функционирования.
    19. Общие представления о системе физического воспитания. Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.
    20. Общие представления о системе физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
    21. Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
    22. Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
    23. Система принципов физического воспитания. Краткая характеристика группы социально-педагогических, общедидактических и специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
    24. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся.
    25. Содержание, форма и структура физических упражнений. Их оздоровительное и образовательное значение.
    26. Система специальных знаний как основное средство формирования физической культуры личности в процессе физического воспитания.
    27. Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи.
    28. Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура.
    29. Основы методики применения подвижных игр в процессе учебных занятий, во внеурочное время, во внешкольной работе.
    30. Физическая культура как вид культуры и её роль в жизни общества. Общие представления о функциях физической культуры в жизни современного общества.
    31. Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека. Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности.
    32. Общие представления о системе физического воспитания. Определение ведущих понятий.
    33. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
    34. Структура отечественной системы физического воспитания.
    35. Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Средства физического воспитания как определяющий фактор его эффективности.
    36. Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Определения исходных понятий.
    37. Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания.
    38. Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений.
    39. Общность и отличия физических упражнений и физического труда.
    40. Представление о системе специальных физкультурных знаний как основном средстве физического воспитания.
    41. Общие представления о классификации физических упражнений: предназначение, признаки.
    42. Классификация физических упражнений: характеристика упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по анатомическому признаку, по признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества
    43. Классификация физических упражнений: характеристика упражнений по структурным биомеханическим признакам, по мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки), по степени близости к соревновательному упражнению.
    44. Общие представления о зонах максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности работы.