ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (1 СЕМЕСТР)
№ (дата) | Содержание занятий | Самостоятельная работа |
1. Лекция (03.09) | Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Структура и содержание учебной дисциплины. Теория и методика физической культуры как наука. | Знать базовые понятия (см. выделено синим цветом) |
2. Практическое занятие (05.09) | Теория и методика физической культуры как наука | СР ПЗ 1 – с. 26. Вопросы № 1-3. Дополнительно: ведущие вузы ФК России (ГЦОЛИФК и т.д.) |
3. Практическое занятие (12.09) | Базовые понятия теории и методики физического воспитания | СР: содержание лекций 1-3; составить конспекты по содержанию разделов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
4. Практическое занятие (17.09) | Общие сведения о выдающихся учёных в области физической культуры Ведущие вузы физической культуры и спорта России | контроль СР - содержания лекций 1-3 - ПЗ 1 – с. 26 - ПЗ 2 – с. 29 (базовые понятия («Лань» - 4 сем, с. 11) СР: вузы ФК, выдающиеся учёные |
5. Лекция (19.09) | ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Определение ведущих понятий Структура и содержание системы физического воспитания (цель, задачи, нормативно-правовые, организационные, научно-методические основы обеспечения в области физической культуры) | СР ПЗ 4 – с. 30; ГЛАВА 4 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
6. Лекция (26.09) | Принципы системы физического воспитания | СР ПЗ № 5; ГЛАВА 10 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
7. Лекция (01.10) | Нормативно-правовое обеспечение в области физической культуры | Контроль: - ПЗ 4,5 – с. 30 |
8. Практическое занятие (03.10) | Краткая история становления и развития систем физического воспитания | ПЗ 6 – с. 31 + ПЗ Сайт «Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания» |
9. Практическое занятие. КОНТРОЛЬ (10.10) | - знать содержание разделов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко - ПЗ 7 – с. 32 - тестирование | |
10. Лекция (15.10) | ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Средства физического воспитания как определяющий фактор его эффективности Определения исходных понятий | СР ПЗ 8 – с. 32-33; разделы 8.1, 8.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
11. Лекция (17.10) | Физические упражнения – как основное специфическое средство физического воспитания Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений. Классификация физических упражнений. Общность и отличия физических упражнений и физического труда | СР ПЗ 9 – с. 34; разделы 8.3, 8.4, 8.5 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
12. Лекция (24.10) | Содержание, форма и техника физических упражнений. Количественные характеристики техники физических упражнений. | Контроль: - раздел 8.6 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко - ПЗ 8 – с. 32-33 - ПЗ 9 – с. 34 |
13. Лекция (29.10) | Представление о системе специальных физкультурных знаний как основном средстве физического воспитания | раздел 8.7 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко; СР: ПЗ 10 – с. 35 |
14. Практическое занятие. Контроль. (31.10) | Система теоретических знаний в области физической культуры Знания, как элемент содержания общего образования в области физической культуры Особенности технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний Методические особенности преподавания знаний в процессе физического воспитания школьников | Контроль: ГЛАВА 1 разделы 8.1, 8.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко; ПЗ 10 – с. 35 |
15. Практическое занятие. Контроль. (07.11) | Подвижные игры как средство физического воспитания детей и молодёжи | Контроль: ПЗ 11 – с. 36 |
16. Практическое занятие (12.11) | Контроль по теме «ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» | Собеседование |
17. Лекция (14.11) | МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Общие представления о методах физического воспитания. Основные понятия Классификация методов физического воспитания | базовые понятия («Лань» - 5 сем, с. 11) |
18. Лекция (21.11) | Общепедагогические методы обучения | СР контроль содержания лекции ПЗ 13 – с. 37 |
19. Практическое занятие (26.11) | Методы строго регламентированного упражнения | СР: контроль содержания предыдущей лекции; глава 9 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
20. Практическое занятие (28.11) | Методы частично регламентированного упражнения | контроль СР контроль содержания лекции; глава 9 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко СР – с. 39 ПЗ 14 – с. 37 |
21. Практическое занятие (05.12) | КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ "МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ". Определение ведущих понятий. Структура и содержание системы физического воспитания (цель, задачи, нормативно-правовые, организационные, научно-методические основы обеспечения в области физической культуры) | СР - базовые понятия («Лань» - 5 сем, с. 11) - ПЗ 15 – с. 38 (+ задания с проблемными ситуациями) |
22. Лекция (10.12) | ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Общая характеристика и закономерности обучения двигательным действиям. Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей Краткая история становления и развития теории формирования двигательных навыков | СР: закрепление; разделы 11.1, 11.2 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
23. Практическое занятие (12.12) | Основные положения теории Н. А. Бернштейна | контроль содержания лекции - изучить в ТиМФК - «О построении движений», 1947 - раздел 11.3 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
24. Практическое занятие (19.12) | Уровни построения движения | контроль содержания лекции; раздел 11.4 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
25. Практическое занятие. (24.12) | Основные трудности управления движениями Формирование движений у детей и подростков. Уровни владения двигательным действием: двигательное умение и навык. | контроль содержания лекции - разделы 11.5-11.7 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
26. Практическое занятие (26.12) | Формирование двигательного навыка. Двигательные ошибки: их предупреждение и исправление. Роль технических средств в освоении двигательных действий | контроль содержания лекции ПЗ 18 – с. 44; разделы 11.8-11.10 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
27.Практическое занятие (02.01) | КОНТРОЛЬ по теме: "ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ" | СР: базовые понятия («Лань» - 5 сем, с. 11); ГЛАВА 11 ТиМФК, 2014, В.П. Лукьяненко |
ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ
- Место и значение дисциплины в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Основные задачи курса и специфика предмета.
- Основное содержание и структура дисциплины. Предмет изучения теории и методики физического воспитания.
- Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как науки.
- Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины.
- Этапы развития «Теории и методики физического воспитания» как учебной дисциплины.
- История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры.
- Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Основоположники отечественной системы физического воспитания и школьной физической культуры.
- Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
- Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
- Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Содержание данного понятия при рассмотрении в двух аспектах: широком и узком смысле слова.
- Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», их сходство и различия.
- Признаки процесса физического развития. Основные факторы, влияющие на физическое развитие каждого человека.
- Характеристика и соотношение понятий «Физическая культура» и «спорт».
- Характеристика понятий «физическое воспитание», «физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
- Содержание понятия «Физическая культура личности». Операциональный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты.
- Содержание понятий «Система», «Система физического воспитания». Основные признаки системности.
- Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: цель, задачи, ведущие принципы, условия функционирования.
- Характеристика основных направлений отечественной системы физического воспитания.
- Цель, задачи и определяющие основы отечественной системы физического воспитания.
- Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
- Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
- Основные специфические функции и формы современной физической культуры. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры в обществе.
- Основные компоненты (направления) физической культуры.
- Система принципов физического воспитания. Принципы отечественной системы физического воспитания.
- Характеристика группы социально-педагогических принципов отечественной системы физического воспитания.
- Характеристика группы общедидактических принципов, используемых в процессе физического воспитания.
- Характеристика группы специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
- Принцип всестороннего гармонического развития личности: характеристика и пути реализации в процессе физического воспитания.
- Принцип оздоровительной направленности, его реализация в процессе физического воспитания.
- Принцип связи с практической общественно значимой деятельностью, его реализация в процессе физического воспитания.
- Принципы сознательности и активности, их реализация в процессе физического воспитания.
- Принципы доступности и индивидуализации, их реализация в процессе физического воспитания.
- Принципы непрерывности процесса физического воспитания и систематичности чередования в нём нагрузки и отдыха.
- Принципы постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействия и адаптивного сбалансирования их динамики.
- Принципы наглядности, цикличного построения системы занятий физическими упражнениями и возрастной адекватности воздействий в процессе физического воспитания.
- Реализация принципа природосообразности в процессе физического воспитания.
- Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания.
- Организация образовательного процесса, внеурочной деятельности, по физическому воспитанию с использованием дистанционных технологий.
- Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни.
- Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.
- Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
- Комплекс средств физического воспитания и их краткая характеристика.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений.
- Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
- Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
- Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
- Классификация физических упражнений и её значение.
- Классификация физических упражнений по структурным биомеханическим признакам и их краткая характеристика.
- Классификация физических упражнений по степени схожести с изучаемым сложно-координированным двигательным действием и их краткая характеристика.
- Классификация физических упражнений по мощности выполняемой работы или по величине физиологической нагрузки, их краткая характеристика.
- Содержание физических упражнений, их оздоровительное и образовательное значение.
- Форма физических упражнений. Структура физических упражнений: внутренняя и вешняя.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника.
- Техника физического упражнения как биодинамическая структура: пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики.
- Критерии эффективности техники упражнений: ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты. Фазы изменения эффектов упражнений.
- Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека.
- Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры.
- Источники знаний, система знаний, использование знаний в процессе обучения двигательным действиям.
- Общие требования к процессу преподавания и усвоения знаний в области физической культуры.
- Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры.
- Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
- Методы физического воспитания: значение, исходные понятия («метод», «методический приём», «методика»).
- Методы физического воспитания: классификация, общие требования к подбору.
- Классификация и характеристика специфических методов физического воспитания.
- Классификация и характеристика общепедагогических методов обучения. Особенности их применения в процессе физического воспитания.
- Характеристика методов строго регламентированного упражнения.
- Характеристика методов частично регламентированного упражнения.
- Методы использования слова и их характеристика.
- Методы наглядного восприятия и их характеристика.
- Характеристика игрового и соревновательного методов физического воспитания.
- Характеристика методов, используемых преимущественно в процессе обучения двигательным действиям.
- Характеристика методов, используемых преимущественно в процессе воспитания физических качеств.
- Цель и задачи обучения двигательным действиям. Исходные понятия: «Обучение», «Преподавание», «Учение».
- Структура процесса обучения, общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
- Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
- Закономерности образования двигательных умений и навыков.
- История становления и развития теории формирования двигательного навыка.
- Двигательное умение: значение и характерные признаки.
- Двигательный навык: значение и характерные признаки.
- Умения и навыки как разные степени владения двигательными действиями. Отличительные черты двигательных умений и навыков.
- Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона изменения скорости в развитии навыка.
- Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона «плато».
- Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона угасания навыка.
- Законы формирования двигательного навыка. Характеристика закона переноса двигательного навыка.
- Признаки неравномерности формирования двигательного навыка.
- Характеристика фаз протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) в ЦНС при формировании двигательного навыка.
- Характеристика этапа начального разучивания двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
- Характеристика этапа углубленного разучивания двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
- Характеристика этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия: задачи, особенности средств и методов.
- Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
- Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи.
- Основы методики применения подвижных игр.
- Методика проведения подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре.
- Методика проведения подвижных игр во внеурочное время.
- Методика проведения подвижных игр во внешкольной работе с детьми.
- Лукьяненко В. П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2024. – 566 с. возможность ознакомиться в 227 кабинете или приобрести на сайте издательства
- Лукьяненко В.П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия: учебное пособие для вузов / В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 116 c. свободный доступ на сайте ЭБС Лань при регистрации в качестве студента (подтверждение регистрации в течение 2-3 дней)
- Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. – 228 с.свободный доступ в сети Интернет
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.свободный доступ в сети Интернет
- Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 494 с. свободный доступ в сети Интернет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
- Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль¬тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. свободный доступ в сети Интернет
- Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / Банк документов Министерства просвещения РФ. – [Электронный ресурс]. свободный доступ в сети Интернет
- Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развитие физической культуры в современном обществе: монография / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский Спорт, 2008. – 158 с.свободный доступ в сети Интернет
- Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.свободный доступ в сети Интернет