Базовые понятия теории физической культуры и спорта

  1. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
  2. Здоровый образ жизни – процесс соблюдения человеком научно-обоснованных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности и в последующие годы жизни.
  3. Двигательная активность - это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
  4. Двигательное действие – это целенаправленный двигательный акт, осуществляемый посредством группы движений, объединённых в систему для решения какой-либо двигательной задачи [АР, монография, c. 74].
  5. Двигательная деятельность – это суммарное количество двигательных действия, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни [Ж.К. Холодов, 2000; c. 187-188].
  6. Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, когда управление осуществляется при ведущей роли сознания, а само действие отличается нестабильным способом решения двигательной задачи [монография, c. 108].
  7. Двигательный навык – это такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действие отличается высокой надёжностью [монография, c. 109].
  8. Двигательные возможности – это совокупность задатков, способностей, физических качеств, двигательного опыта, а так же состояние функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную активность человека и характеризующих уровень его дееспособности» [АР, монография, c. 32].
  9. Система физического воспитания – это сложившийся в конкретном обществе тип социальной практики, специфической функцией которого является организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию людей [монография, c. 83].
  10. Спорт – это многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент физической культуры общества, специфическим содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней [монография, c. 87].

    Спорт – это соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы ей присущие.

  11. Физическая культура (в широком смысле) – это особый вид общей культуры личности и общества, одна из сфер специфической социальной деятельности, основным результатом которой является совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, создаваемых обществом для физического совершенствования людей [АР, монография, c. 79]

    Физическая культура в узком смысле слова – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма [АР, монография, c. 81].

  12. Физическая культура личности – это ее внутреннее состояние, побуждающее к усвоению необходимых знаний и активной физкультурно-спортивной деятельности [монография, c. 31].

    Физическая культура личности – это элемент общей культуры человека, характеризующийся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно - ценностных ориентаций и двигательной подготовленности [монография, c. 81].

  13. Физическое упражнение – это двигательное действие специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с закономерностями этого процесса [монография, c. 74].
  14. Физическое воспитание (в широком смысле) – это вид воспитательной деятельности, целью которого является содействие формированию физической культуры личности и общества, а специфической функцией – целесообразное управление использованием средств физической культуры в процессе жизнедеятельности человека и общества [АР, монография, c. 82].

    Физическое воспитание (в узком смысле) – это педагогический процесс, содержанием которого является развитие и совершенствование двигательных возможностей человека [АР, монография, c. 82].

  15. Физическая подготовка – это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности [АР, монография, c. 84].
  16. Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, который может выражаться в конкретной количественной форме (километры, метры, секунды, баллы и т.д.).
  17. Физическое развитие – это закономерный процесс поступательных изменений морфофункциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни [монография, c. 86].
  18. Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфо-функциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
  19. Физическое состояние – уровень физического развития человека, включающий совокупность показателей его здоровья, физических и психических качеств и способностей, сложившихся на тот или иной период жизни.
  20. Физическое совершенство – это высшая степень гармонического физического развития и всесторонней двигательной подготовленности человека [АР, монография, c. 87].

    Физическое совершенство – это исторически сложившийся идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

  21. Физкультурное движение – это многообразное социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию физической культуры в обществе.
  22. Физкультурная деятельность – это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры (АР).
  23. Физическая рекреация – организованный процесс двигательной активности, направленный на восстановление значительно сниженной психофизической работоспособности человека с использованием средств физической культуры. Формами физической рекреации можно отнести любые виды активного отдыха с элементами физических нагрузок умеренной интенсивности ускоряющие восстановительные процессы в организме (УГГ, туризм, походы, плавание, купание, езда на велосипеде, ОФП и т.д.).
  24. Физическая реабилитация – организованный процесс полного или частичного восстановления работоспособности человека средствами физической культуры после ее снижения в результате патологических состояний, связанных с болезнью или длительными истощающими нагрузками. Физическая реабилитация реализуется с помощью средств лечебной физической культуры.
  25. Физические качества [АР c. 118] – это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность [монография, c. 118].
  26. Развитие физических качеств – это процесс целенаправленного воздействия физическими упражнениями на комплекс естественных свойств организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность [АР, монография, c. 118].

    Развитие – это естественный ход изменения физического качества (с. 74, Холодов, 2000).

    Воспитание – активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества (с. 74, Холодов, 2000).

  27. Сила – это проявление возможностей человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений [монография, c. 120].

    Абсолютная сила – это максимальная сила, которую проявляет человек в каком-либо движении, оценённая безотносительно к его собственному весу [монография, c. 120].

    Относительная сила – это величина проявленной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека [монография, c. 120].

  28. Быстрота – это проявление комплекса функциональных свойств, определяющих скоростные возможности человека [монография, c. 132].
  29. Выносливость – это проявление совокупности свойств организма, обеспечивающих длительное выполнение какой-либо деятельности без снижения её эффективности [АР, монография, c. 127].

    Общая выносливость – это выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, осуществляемой при участии большей части мышечного аппарата. Её ещё называют аэробной выносливостью, так как она вырабатывается в условиях полного обеспечения работающего организма кислородом [монография, c. 128].

    Специальная выносливость – это выносливость к определённому виду деятельности [монография, c. 128].

  30. Гибкость – это проявление морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата, определяющих степень подвижности его звеньев [АР, монография, c. 138].
  31. Ловкость – комплексная психомоторная способность, обусловливающая качество управления движениями [монография, c. 131]. Главный критерий качества управления – точность движений.