ПОБ-б-о-24-1
(1 курс 2 семестр:
даты лекций и ПЗ изменены для 124 аудитории)
№ п/п | Тема лекции | Самостоятельная работа |
1. (12.02) | Понятие о физических качествах человека, их развитии и воспитании (краткая история, общие представления, общие закономерности развития) | Изучить содержание разделов 12.1-12.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко.Знать содержание всех базовых понятий - контроль в течение семестра. |
2. (27.02) | Принципы воспитания физических качеств. Развитие физических качеств как единый процесс. | Изучить содержание разделов 12.4, 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко. Знать определения понятий, связанных с темой "Физические качества" |
3. (13.03) | Общие основы теории тренировки организма | Изучить содержание разделов 3.1-3.4 |
4. (27.03) | Основы теории и методики развития силы (силовых способностей) | Изучить содержание раздела 12.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
5. (10.04) | Основы теории и методики развития выносливости | Изучить содержание раздела 12.6 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
6. (07.05) | Основы теории и методики развития быстроты | Изучить содержание раздела 12.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
7. (08.05) | Основы теории и методики развития гибкости | Изучить содержание раздела 12.8 |
8. (22.05) | Основы теории и методики развития ловкости | Изучить содержание раздела 12.9 |
ПОБ -б-о-24-1 (1 курс 2 семестр): ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Тема практического занятия | Самостоятельная работа |
1. (13.02) | ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. Понятие о физических качествах человека, их развитии и воспитании | ПЗ 1 – с. 67; СР – с. 39; содержание разделов 12.1-12.4, 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
2. (20.02) | Сила и методика её воспитания | ПЗ 2 – с. 67; ПЗ 3 – с. 68 (+ СР). Раздел 12.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко СР тема № 18 |
3. (26.02) | Выносливость и методика её воспитания | СР: ПЗ 4 – с. 72. Раздел 12.6 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
4. (06.03) | Методика воспитания быстроты | ПЗ 5 – с. 74. Раздел 12.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
5. (06.03 за 17.04) | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БАРТЕР. Методика воспитания гибкости | открытое занятие: старшие-младшим | 6. (12.03) | Методика воспитания гибкости | ПЗ 6 – с. 77. Раздел 12.8 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
7. (20.03) | Ловкость и методика её воспитания | ПЗ 7 – с. 78; СР № 23. Раздел 12.9 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
8. (20.03 за 23.04) | Ловкость и методика её воспитания | ПЗ 8 – с. 80; СР № 23. Раздел 12.9 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко |
9. (09.04) | КОНТРОЛЬ по теме "ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, ИХ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ" | ПЗ 9 – с. 81; ПЗ 17 – с. 87. Изучить раздел 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко. Тестирование-гугл диск |
10. (15.05) | Промежуточный контроль: содержание лекций, базовые понятия | Знать содержание всех базовых понятий: диктант |
11. (26.03) | Общие основы теории тренировки организма. Основные положения, знание которых необходимо для эффективной организации самостоятельных тренировочных занятий. Основы знаний о физиологических механизмах энергообеспечения мышечной деятельности. Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия физическими упражнениями на организм человека. Утомление и восстановление в процессе занятий физическими упражнениями. | разделы 3.1-3.4; ПЗ 17 – с. 43. Знать содержание всех базовых понятий: диктант |
12. (01.05) | Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия физическими упражнениями на организм человека. Утомление и восстановление в процессе занятий физическими упражнениями. Отдых в физическом воспитании и спортивной тренировке, виды отдыха. Хронометрирование и пульсометрия. | Глава 3 ТиМФК, В.П. Лукьяненко. ПЗ 16 – с. 41 (знать содержание таблицы – вопрос № 2) |
13. (03.04 за 24.04) | Нормативные документы по физической культуре и спорту. Структура и содержание федеральной примерной рабочей программы НОО, ООО, СОО. Сравнительная характеристика структуры и содержания программного материала по физической культуре: начальная, основная, средняя школа. | Выполнить ПЗ № 5 (стр. 30) |
14. (03.04) | Общие представления о формировании здорового образа жизни. Современные оздоровительные системы | Изучить содержание разделов 13.1-13.11 |
15. (21.05) | Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности. Особенности формирования физической культуры личности как основная цель всей системы физического воспитания (стр. 142 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления. Выявить структурные компоненты физической культуры личности и особенности их формирования в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Выявить способы решения этой задачи в соответствии с нормативно-правовым обеспечением в области физической культуры, представленном в ПЗ № 5 (стр. 30) | Пересказ содержания разделов 2.2-2.5 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры» с помощью опорных схем (возможность использования на экзамене). |
16. (29.05) | Практико-методические основы обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями. Техника безопасности во время проведения уроков физической культуры, тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных организациях | Работа в группах. Каждая группа разрабатывает и проводит по закрепленной за ней теме мастер-класс. задачи мастер-класса: ознакомить обучающихся с программным материалом, закрепить его и оценить качество освоения. Продолжительность мастер-класса для каждой группы: до 20 минут. Форма проведения мастер-класса на выбор участников группы (творческие задания, презентация, разработка проекта участниками мастер-класса, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильма, треннинг, круглый стол, коллоквиум, методика «Дерево решений», методика «Мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, ТРИЗ и пр.).
|
Вопросы к собеседованию
- Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и науки.
- Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Классификация нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления (Л.П. Матвеев, 1991 г.).
- Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
- Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Характеристика видов интервалов отдыха.
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры личности и общества.
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
- Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
- Общие представления о комплексе средств физического воспитания, их краткая характеристика.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Основные подходы к оценке уровня сформированности физической культуры личности.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Физическая культура личности как триединство взаимосвязанных компонентов: аксиологического, образовательного и потребностного.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений и их краткая характеристика.
- Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, критерии эффективности.
- Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
- Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
- Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», «Физическая культура» и «Спорт», «Физическое воспитание» и «Физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
- Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
- Общие представления о физических качествах. Краткая история изучения физических качеств и двигательных способностей.
- Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Общие требования к процессу их преподавания и усвоения.
- Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: основные понятия, цель, задачи, ведущие принципы, направления и условия функционирования.
- Цель, задачи и структура процесса обучения двигательным действиям. Общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
- Общие представления о системе физического воспитания. Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.
- Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Утомление и восстановительные процессы в физическом воспитании.
- Общие представления о системе физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
- Закономерности образования двигательных умений и навыков. Значение, характерные признаки и отличительные черты.
- Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
- Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
- Система принципов физического воспитания. Краткая характеристика группы социально-педагогических, общедидактических и специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
- Содержание понятий «обучение», «преподавание», «учение». Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся.
- Особенности формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.
- Содержание, форма и структура физических упражнений. Их оздоровительное и образовательное значение.
- Личная гигиена, рациональное питание и закаливание как важнейшие компоненты здорового образа жизни.
- Система специальных знаний как основное средство формирования физической культуры личности в процессе физического воспитания.
- Содержание понятий «обучение», «преподавание», «учение». Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
- Содержание понятий «метод», «методический приём», «методика». Общие требования к подбору методов физического воспитания.
- Краткая характеристика этапов начального, углубленного разучивания двигательного действия, его закрепления и дальнейшего совершенствования: задачи, особенности средств и методов.
- Классификация методов физического воспитания и их краткая характеристика: особенности применения в процессе физического воспитания.
- Развитие выносливости: понятие, виды. Методика воспитания выносливости: воздействие на аэробные и анаэробные возможности.
- Краткая характеристика законов формирования двигательного навыка.
- Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. «Скоростной барьер» и пути его преодоления.
- Развитие ловкости (координационных возможностей): понятие, виды и способы измерения. Методика воздействий на развитие ловкости.
- Общие представления о физических качествах. Развитие физических качеств как единый процесс.
- Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
- Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры.
- Основные правила оздоровительной тренировки. Телосложение и особенности его формирования.
- Общие представления о физических качествах. Закономерности развития и принципы воспитания.
- Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи.
- Общая характеристика внеурочных (внеклассных) форм физического воспитания школьников.
- Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
- Общая характеристика внешкольной работы по физическому воспитанию.
- Развитие силы (силовых способностей): понятие, виды, задачи, методы воспитания. Место силовых упражнений в отдельном занятии и в системе смежных занятий.
- Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура.
- Развитие гибкости: понятие, виды. Методика воспитания гибкости.
- Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Методика воздействий на развитие быстроты движений.
- Основные правила оздоровительной тренировки. Краткая характеристика эффектов, возникающих в организме человека под воздействием физических упражнений: тренировочный, срочный, отставленный, кумулятивный.
- Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Влияние силовой подготовки на показатели быстроты движений.
- Основы методики применения подвижных игр в процессе учебных занятий, во внеурочное время, во внешкольной работе.
- Краткая история изучения физических качеств и двигательных способностей. Развитие физических качеств как единый процесс.