ПОБ-б-о-24-1
(1 курс 2 семестр: даты лекций и ПЗ изменены для 124 аудитории)


№ п/п Тема лекции Самостоятельная работа
1. (12.02) Понятие о физических качествах человека, их развитии и воспитании (краткая история, общие представления, общие закономерности развития) Изучить содержание разделов 12.1-12.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко.Знать содержание всех базовых понятий - контроль в течение семестра.
2. (27.02) Принципы воспитания физических качеств. Развитие физических качеств как единый процесс. Изучить содержание разделов 12.4, 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко. Знать определения понятий, связанных с темой "Физические качества"
3. (13.03) Общие основы теории тренировки организма Изучить содержание разделов 3.1-3.4
4. (27.03) Основы теории и методики развития силы (силовых способностей) Изучить содержание раздела 12.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
5. (10.04) Основы теории и методики развития выносливости Изучить содержание раздела 12.6 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
6. (07.05) Основы теории и методики развития быстроты Изучить содержание раздела 12.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
7. (08.05) Основы теории и методики развития гибкости Изучить содержание раздела 12.8
8. (22.05) Основы теории и методики развития ловкости Изучить содержание раздела 12.9

ПОБ -б-о-24-1 (1 курс 2 семестр): ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


№ п/п Тема практического занятия Самостоятельная работа
1. (13.02) ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. Понятие о физических качествах человека, их развитии и воспитании ПЗ 1 – с. 67; СР – с. 39; содержание разделов 12.1-12.4, 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
2. (20.02) Сила и методика её воспитания ПЗ 2 – с. 67; ПЗ 3 – с. 68 (+ СР). Раздел 12.5 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко СР тема № 18
3. (26.02) Выносливость и методика её воспитания СР: ПЗ 4 – с. 72. Раздел 12.6 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
4. (06.03) Методика воспитания быстроты ПЗ 5 – с. 74. Раздел 12.7 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
5. (06.03 за 17.04) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БАРТЕР. Методика воспитания гибкости открытое занятие: старшие-младшим
6. (12.03) Методика воспитания гибкости ПЗ 6 – с. 77. Раздел 12.8 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
7. (20.03) Ловкость и методика её воспитания ПЗ 7 – с. 78; СР № 23. Раздел 12.9 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
8. (20.03 за 23.04) Ловкость и методика её воспитания ПЗ 8 – с. 80; СР № 23. Раздел 12.9 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко
9. (09.04) КОНТРОЛЬ по теме "ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, ИХ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ" ПЗ 9 – с. 81; ПЗ 17 – с. 87. Изучить раздел 12.10 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко. Тестирование-гугл диск
10. (15.05) Промежуточный контроль: содержание лекций, базовые понятия Знать содержание всех базовых понятий: диктант
11. (26.03) Общие основы теории тренировки организма. Основные положения, знание которых необходимо для эффективной организации самостоятельных тренировочных занятий. Основы знаний о физиологических механизмах энергообеспечения мышечной деятельности. Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия физическими упражнениями на организм человека. Утомление и восстановление в процессе занятий физическими упражнениями. разделы 3.1-3.4; ПЗ 17 – с. 43. Знать содержание всех базовых понятий: диктант
12. (01.05) Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия физическими упражнениями на организм человека. Утомление и восстановление в процессе занятий физическими упражнениями. Отдых в физическом воспитании и спортивной тренировке, виды отдыха. Хронометрирование и пульсометрия. Глава 3 ТиМФК, В.П. Лукьяненко. ПЗ 16 – с. 41 (знать содержание таблицы – вопрос № 2)
13. (03.04 за 24.04) Нормативные документы по физической культуре и спорту. Структура и содержание федеральной примерной рабочей программы НОО, ООО, СОО. Сравнительная характеристика структуры и содержания программного материала по физической культуре: начальная, основная, средняя школа. Выполнить ПЗ № 5 (стр. 30)
14. (03.04) Общие представления о формировании здорового образа жизни. Современные оздоровительные системы Изучить содержание разделов 13.1-13.11
15. (21.05) Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности. Особенности формирования физической культуры личности как основная цель всей системы физического воспитания (стр. 142 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления. Выявить структурные компоненты физической культуры личности и особенности их формирования в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Выявить способы решения этой задачи в соответствии с нормативно-правовым обеспечением в области физической культуры, представленном в ПЗ № 5 (стр. 30) Пересказ содержания разделов 2.2-2.5 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры» с помощью опорных схем (возможность использования на экзамене).
16. (29.05) Практико-методические основы обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями. Техника безопасности во время проведения уроков физической культуры, тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных организациях Работа в группах. Каждая группа разрабатывает и проводит по закрепленной за ней теме мастер-класс. задачи мастер-класса: ознакомить обучающихся с программным материалом, закрепить его и оценить качество освоения. Продолжительность мастер-класса для каждой группы: до 20 минут. Форма проведения мастер-класса на выбор участников группы (творческие задания, презентация, разработка проекта участниками мастер-класса, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильма, треннинг, круглый стол, коллоквиум, методика «Дерево решений», методика «Мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, ТРИЗ и пр.).
  • Первая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Травматизм на занятиях физическими упражнениями" (раздел 14.1 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
  • Вторая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений" (раздел 14.2 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
  • Третья группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Первая помощь при травмах на физкультурно-спортивных занятиях" (раздел 14.3 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)
  • Четвертая группа: разрабатывает практическое задание по закреплению студентами темы: "Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями" (раздел 14.4 ТиМФК, 2024, В.П. Лукьяненко)

Вопросы к собеседованию

  1. Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и науки.
  2. Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Классификация нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления (Л.П. Матвеев, 1991 г.).
  3. Выдающиеся учёные в области теории и методики физического воспитания. Ведущие вузы физической культуры и спорта России.
  4. Нагрузка и отдых как основные компоненты целенаправленных воздействий на организм занимающихся. Характеристика видов интервалов отдыха.
  5. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Показатели, определяющие уровень развития физической культуры личности и общества.
  6. Общие представления о комплексе средств физического воспитания. Содержание понятий: «двигательная деятельность», «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
  7. Физическая культура как вид общей культуры личности и общества. Структура физической культуры как сложного социального явления (деятельностный, ценностный и результативный аспекты).
  8. Общие представления о комплексе средств физического воспитания, их краткая характеристика.
  9. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Основные подходы к оценке уровня сформированности физической культуры личности.
  10. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Отличие физических упражнений от трудовых действий.
  11. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Физическая культура личности как триединство взаимосвязанных компонентов: аксиологического, образовательного и потребностного.
  12. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений и их краткая характеристика.
  13. Особенности формирования личности в процессе физического воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
  14. Техника физических упражнений: основа и детали техники, критерии эффективности.
  15. Базовые понятия теории и методики физического воспитания, их краткая характеристика.
  16. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры. Основные требования к методике преподавания знаний. Уровни усвоения и качества знаний.
  17. Характеристика понятий «Физическое развитие» и «Физическое состояние», «Физическая культура» и «Спорт», «Физическое воспитание» и «Физкультурное образование», их соотношение, сходство и различие.
  18. Естественные силы природы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий естественных сил природы на организм человека.
  19. Общие представления о физических качествах. Краткая история изучения физических качеств и двигательных способностей.
  20. Знания, как элемент содержания образования в сфере физической культуры. Общие требования к процессу их преподавания и усвоения.
  21. Общая характеристика отечественной системы физического воспитания: основные понятия, цель, задачи, ведущие принципы, направления и условия функционирования.
  22. Цель, задачи и структура процесса обучения двигательным действиям. Общая характеристика и особенности основных этапов этого процесса.
  23. Общие представления о системе физического воспитания. Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.
  24. Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Утомление и восстановительные процессы в физическом воспитании.
  25. Общие представления о системе физического воспитания. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
  26. Закономерности образования двигательных умений и навыков. Значение, характерные признаки и отличительные черты.
  27. Двигательная активность, её значение в жизнедеятельности человека. Основные законодательные и нормативные акты в сфере физической культуры и спорта.
  28. Гигиенические факторы как средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий гигиенических факторов на организм человека.
  29. Система принципов физического воспитания. Краткая характеристика группы социально-педагогических, общедидактических и специфических принципов физического воспитания и спортивной тренировки.
  30. Содержание понятий «обучение», «преподавание», «учение». Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
  31. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, обусловливающие эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся.
  32. Особенности формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями.
  33. Содержание, форма и структура физических упражнений. Их оздоровительное и образовательное значение.
  34. Личная гигиена, рациональное питание и закаливание как важнейшие компоненты здорового образа жизни.
  35. Система специальных знаний как основное средство формирования физической культуры личности в процессе физического воспитания.
  36. Содержание понятий «обучение», «преподавание», «учение». Обучение, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
  37. Содержание понятий «метод», «методический приём», «методика». Общие требования к подбору методов физического воспитания.
  38. Краткая характеристика этапов начального, углубленного разучивания двигательного действия, его закрепления и дальнейшего совершенствования: задачи, особенности средств и методов.
  39. Классификация методов физического воспитания и их краткая характеристика: особенности применения в процессе физического воспитания.
  40. Развитие выносливости: понятие, виды. Методика воспитания выносливости: воздействие на аэробные и анаэробные возможности.
  41. Краткая характеристика законов формирования двигательного навыка.
  42. Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. «Скоростной барьер» и пути его преодоления.
  43. Развитие ловкости (координационных возможностей): понятие, виды и способы измерения. Методика воздействий на развитие ловкости.
  44. Общие представления о физических качествах. Развитие физических качеств как единый процесс.
  45. Характеристика приёмов регулирования физической нагрузки. Дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
  46. Нормативно-правовое обеспечение процесса общего образования в области физической культуры.
  47. Основные правила оздоровительной тренировки. Телосложение и особенности его формирования.
  48. Общие представления о физических качествах. Закономерности развития и принципы воспитания.
  49. Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания детей и молодёжи.
  50. Общая характеристика внеурочных (внеклассных) форм физического воспитания школьников.
  51. Двигательные ошибки при обучении: классификация, причины проявления, меры предупреждения, правила и способы исправления.
  52. Общая характеристика внешкольной работы по физическому воспитанию.
  53. Развитие силы (силовых способностей): понятие, виды, задачи, методы воспитания. Место силовых упражнений в отдельном занятии и в системе смежных занятий.
  54. Техника физических упражнений: основа и детали техники, стандартная и индивидуальная техника. Техника физического упражнения как биодинамическая структура.
  55. Развитие гибкости: понятие, виды. Методика воспитания гибкости.
  56. Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Методика воздействий на развитие быстроты движений.
  57. Основные правила оздоровительной тренировки. Краткая характеристика эффектов, возникающих в организме человека под воздействием физических упражнений: тренировочный, срочный, отставленный, кумулятивный.
  58. Развитие быстроты (скоростных возможностей): понятие, формы проявления. Влияние силовой подготовки на показатели быстроты движений.
  59. Основы методики применения подвижных игр в процессе учебных занятий, во внеурочное время, во внешкольной работе.
  60. Краткая история изучения физических качеств и двигательных способностей. Развитие физических качеств как единый процесс.