Главная » Статьи » Мои статьи |
Виктор Павлович Лукьяненко Наталья Владимировна Муханова
Решение проблем образования невозможно без опоры на закономерности образовательно-воспитательного процесса, которые находят своё отражение в педагогических принципах – наиболее важных положениях, которыми необходимо руководствоваться в процессе педагогической деятельности. Педагогические принципы это то, что явилось результатом осмысления, обобщения и редуцирования (логико-методологический приём сведения сложного к простому)всей совокупности самых существенных научных фактов и многовековой педагогической практики. Эти принципы весьма многообразны, так как отражают различные стороны педагогического воздействия на целостную личность. Их важнейшая роль заключается в том, что благодаря им становится возможным более полное раскрытие и научно обоснованное толкование конкретных фактов в различных сферах педагогической деятельности.
Являясь специализированной ветвью педагогики, теория и методика физической культуры тоже руководствуется педагогическими принципами, но с учётом специфики данной сферы. Знание, понимание, хорошая ориентация учителя физической культуры в содержательной сути педагогических принципов позволяет строить педагогический процесс в соответствии с ними. В теории и методике физической культуры сложилась целая система принципиальных положений, предполагающая их иерархическую градацию по нескольким уровням. Первый (высший) уровень, находит своё выражение в группе социально-педагогических принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения социального заказа общества на физическое совершенствование людей. Их ещё называют принципами отечественной системы физического воспитания. Это принципы оздоровительной направленности, гармоничного развития личности (на основе связи с умственным, нравственным, эстетическим и другими направлениями развития), а также подготовки к высокоэффективной трудовой и оборонной практике. Второй уровень – это группа, так называемых, общедидактических принципов, отражающих наиболее общие закономерности образовательно-воспитательной деятельности (сознательности и активности, наглядности, постепенности, доступности, индивидуализации, систематичности и др.), которые конкретизируются применительно к специфике педагогического процесса в сфере физической культуры. Третий уровеньпринципов отражает специфические закономерности построения учебно-тренировочного процесса. В эту группу входят принципы непрерывности, прогрессирования, цикличности, возрастной адекватности тренирующих воздействий и др., предусматривающие обязательный учёт закономерностей биологического развития, индивидуальные (в том числе и генетически обусловленные) особенности, способности и возможности занимающихся физическими упражнениями. Представленная выше унифицированная система принципов достаточно полно и содержательно описана во многих учебниках и учебных пособиях по физической культуре и на протяжении уже довольно длительного времени находит своё широкое и успешное применение в процессе общего физкультурного образования, физического воспитания, спортивной тренировки, формирования физической культуры личности и общества в России. К сожалению, то же самое нельзя сказать о принципе природосообразности. К числу ведущих учёных в сфере физической культуры последовательно и настойчиво призывавших обратить самое серьёзное внимание на данную проблему, можно отнести, пожалуй, лишь В.К. Бальсевича [1]. Однако, несмотря на его усилия и ту огромную роль, которую этот принцип играет в становлении и развитии личности, его основные положения пока так и не получили своего достаточно полного освещения в преломлении к педагогической деятельности в области физической культуры. В настоящее время существуют только единичные попытки деятельности в данном направлении, которые, к тому же, целиком посвящены рассмотрению проблемы в контексте воздействия лишь на физическую, двигательную составляющую физической культуры личности [2, 3]. В результате фактически отсутствует методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе реализации этого принципа в общеобразовательной деятельности по физической культуре, не разработаны соответствующие условия его реализации. При этом полностью отсутствуют работы, направленные на изучение возможностей использования этого принципа в контексте воздействия на интеллектуальный, мотивационно-ценностный, духовно-нравственный компоненты физической культуры личности. Данная работа направлена на содействие устранению этого пробела в теории и методике физической культуры Основное содержание. Представления о принципе природосообразности берут своё начало ещё со времён Аристотеля, Платона, Сократа, Демокрита, Квинтилиана, которые обращали особое внимание на необходимость учёта природных способностей в процессе обучения и воспитания детей. Так, Аристотель считал, что человек посредством образования и накопления жизненного опыта должен развивать в себе особую способность души фронезис. – одно из ключевых понятий «Никомаховой этики» (произведение, посвящённое Аристотелем своему сыну – Никомаху). Оно определяется самим Аристотелем как «способность принимать верные решения в связи с благом и пользой для человека в ситуации, когда нет чёткого алгоритма решения проблемы. Фактически Phronsis – это этическая компетенция, которая связана скорее с практикой, чем с теорией. Человек приобретает её путём накопления жизненного опыта [4, с. 220]. Благодаря этой способности создаётся возможность формирования умения применять общие знания о природе, о сущем, по отношению к ситуации частного случая, т.е. для решения насущных проблем отдельных людей и общества. Демокрит подчеркивал, что обучение детей необходимо вести с учетом их природных способностей, что природа и учение сходны между собой, ибо учение и воспитание тоже придают человеку «новый облик», но происходит это путём выявления и развития в человеке черт, изначально заложенных в нём природой. Таким образом, воспитание, как бы, создает «вторую природу человека». «Учение перестраивает человека и дает ему новую природу, превращает его в новое существо. Так велика сила воспитания, что ее можно сравнить с могуществом природы [5, с. 157]. Иными словами, по мнению великих мыслителей древности, принцип природосообразности предполагает сообразность обучения и воспитания с всеобщими универсальными законами мироздания и их проецирование на процесс формирования личности. Своё довольно полное теоретическое обоснование природосообразность воспитания как педагогическая закономерность получила в средние века в трудах Я.А. Коменского [6]. Великий педагог был глубоко убеждён в том, что человек, являясь частью природы, должен существовать в соответствии с её универсальными законами. Следовательно, образование и воспитание личности должно также осуществляться сообразно всеобщим закономерностям живой и неживой природы. В этот период разностороннее обоснование принцип природосообразности получил также в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега и др. Необходимо подчеркнуть, что природосообразность представляет собой широко известное и весьма популярное явление и для отечественной педагогики. Начиная со второй половины XIX в. на этот принцип опирались такие замечательные учёные, писатели, мыслители России как Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Позднее в его разработку внесли значительный вклад П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, А.А. Красновский, Н.К. Крупская, В.В. Кумарин, Е.Н. Медынский, А.И. Пискунов, Л.Е. Никитина, И.Я. Лернер и др. [7]. В настоящее время природосообразность развития детей как психолого-педагогическое направление в рамках гуманистической парадигмы образования и в контексте изучения теорий обучения и воспитания рассматривается в работах Г.Н. Волкова, Л.Л. Ворошиловой, Б.М. Бим-Бада, В.П. Беспалько, Л.В. Писарик, О.Н. Козловой, А.М. Кушнир, А.В. Мудрика, И.П. Подласыго и др. В своей работе «Главные законы педагогики», академик Российской академии образования (РАО) Б.М. Бим-Бад подчёркивает: Будучи культуро - и природосообразной, педагогика стремится совпасть с базовыми факторами развития человека и общества. Не раствориться в них, а в них вписаться. Не противоречить им, а опереться на них. В процессе ознакомления с работами, посвящёнными попыткам применения принципа природосообразности в практической педагогической деятельности, часто создаётся впечатление, что в представлениях их авторов данный принцип предстаёт как единое в своей целостности, законченное в своём формировании методологически важное явление. Вместе с тем, в процессе ориентации на данный принцип необходимо иметь в виду возможность его многообразной трактовки, которая берёт своё начало ещё со времён первых попыток его теоретического обоснования Я.А. Коменским, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервегом и др. В работах этих мыслителей можно встретить весьма различные (вплоть до альтернативных) суждения о сущности его некоторых основных положений. В традициях российской педагогической науки также превалирует подход, основанный на стремлении к унификации многообразных концепций природосообразности без ориентаций на личности конкретных учёных. Наряду с этим, по мнению А.А. Жукова, которое он высказал в своей статье «Природосообразность в терминах и определениях» (Наука и школа, 2017. - № 2. – С. 163-168), если такой подход и возможен, то только при условии обозначения этого явления не через понятие «принцип» (т.е., основа для создания научных теорий, организации деятельности и др.), а через понятие «парадигма» (совокупность фундаментальных научных установок, предписаний и др., разделяемая большинством членов научного сообщества). В современной отечественной педагогической науке можно выделить следующие направления в разработке сущности принципа природосообразности: психолого-педагогическое (Л.Е. Никитина, А.З. Рахимов и др.); гуманистическое (З.Г. Нигматов, В.С. Безрукова, Н.Н. Палтышев и др.); этнопедагогическое (Г.Н. Волков, А.М. Кушнир, П.П. Козлова и др.); экологическое (З.И. Тюмасева, С.В. Лебедев и др.); энергоинформационное (И.П. Подласый и др.). Успешное решение задач по созданию благоприятных условий включения обучающихся в активную физкультурную учебно-познавательную деятельность, также как и в любой другой из предметных областей, не представляется возможным без использования фундаментальных положений дидактики. Однако при этом возникает необходимость их преобразования, интерпретации, модификации (без изменения их содержательной сути) в соответствии со спецификой общеобразовательной деятельности в области физической культуры. Актуальность и своевременность такого подхода во многом обусловлена тем, что на современном этапе развития системы общего образования, накапливается всё больше аргументов свидетельствующих, что образовательный процесс по физической культуре должен быть переориентирован с процедур «двигательного натаскивания» обучающихся, на интеграцию познавательного (интеллектуального) и двигательного компонентов физической культуры личности. На первый план выдвигаются вопросы определения оптимального соотношения этих компонентов физической культуры в процессе преподавания учебного предмета. Несмотря на то, что учебный процесс по физической культуре, характеризуется ярко выраженной двигательной активностью, наряду с её реализацией, он должен быть ориентирован и на выполнение тех же функций, что и образование по любой другой общеобразовательной дисциплине, и вместе с ними вносить свой весомый вклад в формирование основ общего образования. Решение этой задачи невозможно без активного использования потенциальных общеобразовательных возможностей этого учебного предмета, без успешного освоения системы специальных знаний и умений их рационального применения в повседневной самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Основные положения принципа природосообразности, отражая общие требования к организации процесса общего образования в области физической культуры, на наш взгляд, могут позволить точнее определять направления совершенствования содержания, организационных форм, средств и методов учебного процесса по физической культуре в соответствии с общими целями и закономерностями общеобразовательной деятельности и тем самым обеспечивать его высокую эффективность. Благодаря этому становится возможным их более целенаправленное и эффективное применение в соответствии с требованиями современных ФГОС к повышению качества общеобразовательной деятельности, в том числе и по физической культуре. Наша попытка интерпретации принципа природосообразности построена на идее использования мощнейшего общеобразовательного потенциала учебного предмета «Физическая культура», в сочетании с активной двигательной деятельностью и для повышения её эффективности. Такой подход может быть реализован только в процессе целенаправленных, системно организованных, оптимально сбалансированных воздействий, направленных на формирование интеллектуального и двигательного компонентов физической культуры личности обучающихся на уроках физической культуры [3, 8, 9]. В этом отношении система общего образования в области физической культуры обладает поистине уникальными возможностями, которых нет и не может быть ни в какой другой из предметных областей общеобразовательной деятельности. По своей сути и предназначению только система общего образования в этой предметной области предполагает взаимосвязанное раскрытие как двигательного, так и интеллектуального, духовно-нравственного потенциалов обучающихся, реализацию комплексного и целостного воздействия на их природную и социальную сущности, физическую и духовную сферы личности. Попытка решения этой непростой задачи в нашей работе осуществлена путём дословного цитирования основных положений принципа природосообразности, в редакции Я.А. Коменского [6], и формулирования нами кратких вариантов их интерпретации, позволяющих определить один из множества возможных векторов осмысления этих принципиальных положений применительно к специфике общеобразовательной деятельности в области физической культуры. Основной контекст предложенного варианта интерпретации отражает направленность их использования с целью формирования интеллектуального и мотивационно-ценностного компонентов физической культуры личности, представляющих собой, на наш взгляд, наиболее важные, но пока остающиеся наименее изученными её аспектами. Результаты осуществления этой попытки представлены ниже. «Природа тщательно приспосабливается к удобному времени» [6, с. 249]. «Нужно пользоваться юным возрастом, пока сила жизни и разума находится на подъеме; тогда все воспринимается и легко пускает глубокие корни» [6, с. 249]. В соответствии с этим положением начальная и основная ступени системы общего образования должны рассматриваться как наиболее благоприятные и ответственные периоды в становлении и развитии, как двигательной, так и психической функций, а также формирования мотивации, ценностных ориентаций, физкультурных потребностей. В свою очередь, эти функции и свойства личности в решающей мере определяют успешность процесса формирования познавательной и двигательной активности, как важнейшего условия повышения эффективности общеобразовательного процесса и жизнедеятельности в целом. В решении этой задачи трудно переоценить возможности, которые заложены в многообразной информационной составляющей учебного предмета «Физическая культура», состоящей из таких интереснейших отраслей научного знания, как физиология, анатомия, биофизика, биохимия, биомеханика, кинезиология психология, педагогика, социология и др., абсолютно естественным образом интегрированных в ней. Достаточно глубокое осознание этого факта должно привести к пониманию необходимости тщательного редуцирования этой информации, оптимизации её объёма и содержания в соответствии с психофизиологическими возможностями школьников, её приспособления к решению задач образования в области физической культуры и практическими потребностями физического воспитания подрастающих поколений. Полноценное освоение этой информации, наряду с активным её использованием в процессе учебной и самостоятельной двигательной деятельности в период обучения в школе, может позволить глубже осознать закономерности и правила приспособления к физическим нагрузкам в зависимости от обусловленных природой возрастных особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся, характерных для данного и последующих этапов онтогенетического развития.
«В школах, не соблюдается тот естественный порядок, при котором материал предшествовал бы форме. Почти повсюду происходит наоборот: порядок вещей излагается ранее самих вещей, … повсюду предпосылают искусство, а науки и знания заставляют следовать за ними издали, между тем как эти последние обучают вещам, а первые – формам вещей» [6, с. 254]. Повышение результативности и качества общего образования в области физической культуры возможно только на основе развития у обучающихся внутренних побуждений, мотивов, интересов, потребностей, ценностей [3, 9]. В соответствии с этим положением в процессе целенаправленных педагогических воздействий по формированию физической культуры личности, в качестве главного предмета педагогических воздействий должны рассматриваться мотивационно-ценностные ориентации, физкультурные интересы и потребности, наиболее информативным показателем сформированности которых являются проявление обучающимися самостоятельности в познавательной и двигательной деятельности.«Поэтому, если воспитатель юношества … больше всего будет занят корнем знания, то разумная жизненная сила легко перейдет в ствол, т. е. в память, и, наконец, появятся цветы и плоды: свободное пользование языком и опытность в делах» [6, с. 255]. С таких позиций показатели высокого уровня физического развития, двигательной подготовленности и здоровья школьников должны рассматриваться не столько в качестве непосредственного предмета и результата воздействия, сколько в качестве неизбежного следствия успешного педагогического влияния на когнитивную и духовную составляющие физической культуры личности, представляющие собой фундаментальную основу успешного воздействия на её физическую природу. - «Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным» [6, с. 255]. Мировая практика свидетельствует о том, что достижение социально значимых результатов от использования средств физической культуры для укрепления здоровья и физического развития становится возможным только тогда, когда решена проблема вовлечения в систематические занятия физическими упражнениями большинства населения страны. В решении этой проблемы трудно переоценить возможности использования общеобразовательного потенциала учебного предмета «Физическая культура», позволяющего создать фундаментальные основания для возникновения и осознания физкультурных мотивов, интересов, потребностей, которые имеют решающее значение для приобщения большинства населения к систематическим занятиям физическими упражнениями. С другой стороны, использование этого потенциала способствует более глубокому осознанию и учёту каждым занимающимся физическими упражнениями своих природных, генетически обусловленных, индивидуальных особенностей и возможностей. Только на таких основах возможна разработка и осуществление персонифицированных, индивидуально приемлемых и наиболее полезных для каждого отдельного человека воздействий на организм средствами физической культуры. - «Природа не делает скачков, идет вперед постепенно» [6, с. 257]. В процессе попыток практического использования средств физической культуры с целью укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности, как правило, превалирует стремление к незамедлительному достижению результата, как можно быстрее, «здесь и сейчас». Одной из главных причин реализации такого упрощённого, «шапкозакидательского» подхода в большинстве случаев является элементарная безграмотность в области физической культуры. Полноценное преподавание теоретического и инструктивно-методического материала в процессе общего физкультурного образования позволяет формировать у обучающихся необходимые представления об основных механизмах рационального воздействия физическими упражнениями на функциональные возможности человека, развитие физических качеств, обучение двигательным действиям. Такая информация позволяет осознать всю сложность процессов, лежащих в основе совершенствования физической природы человека, необходимость систематического, постепенного, индивидуально приемлемого воздействия на организм, а также нецелесообразность и бесперспективность попыток форсирования физических нагрузок, способствует пониманию отрицательных последствий перетренированности организма и т.п. [3].« Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе. И когда все это делается закономерно, в порядке постепенности, то в деле следуют удачи и едва ли может произойти неудача» [6, с. 257]. Следование этим принципиальным положениям предполагает отказ от упрощенческих подходов, «лобовых атак» в решении проблемы укрепления здоровья и повышения уровня физического развития, двигательной подготовленности обучающихся, а также приверженность к идее фундаментализации образовательного процесса по физической культуре в школе, с опорой на уникальный по своей природе общеобразовательный потенциал этого учебного предмета.
«Конечно, иногда неудача постигает даже опытных людей (так как едва ли возможно человеку выполнять все так тщательно, чтобы нигде не допустить какой-либо ошибки), однако речь идет сейчас не о предусмотрительности и случайности, а об искусстве предупреждать случайность предусмотрительностью» [6, с. 248]. «Если все это тщательно соблюдать, то едва ли возможно, чтобы школы не достигли своей цели» [9, с. 259]. При весьма различных подходах к исследованию проблемы природосообразности и интерпретации его результатов, многие современные учёные обращают внимание на необходимость её дальнейшего разностороннего изучения и склонны расценивать реализацию данного принципа в настоящее время в качестве одного из условий спасения современной школы. Так, в своей статье «Методический плюрализм и научная педагогика (Народное образование, 2001, № 1, с. 51-63), кандидат психологических наук А.М. Кушнир указывает на то, что непреходящая значимость принципа природосообразности обусловлена его ролью в качестве общефилософской основы воспитания и образования, обладающей универсальной применимостью как в отношении глобальных теорий и педагогических систем, так и в отношении частных методик и технологий обучения. В этой связи необходимо подчеркнуть, что осуществлённая в данной работе попытка интерпретации основных положений принципа природосообразности ни в коей мере не может рассматриваться как достаточная, а тем более исчерпывающая. Содержательная суть этих принципиальных положений столь глубока и многогранна, что для её раскрытия необходимо объединение усилий множества учёных из разных направлений педагогической науки. Представленный в статье материал – это лишь скромная попытка, призванная привлечь внимание к этой интересной и актуальной проблеме в контексте общеобразовательной деятельности в области физической культуры. По нашему мнению, представленный подход находится в полном соответствии с основными положениями ФГОС общего образования, предполагающими переориентацию образовательного процесса по физической культуре на формирование у обучающихся универсальных учебных действий – способности к саморазвитию через усвоение нового социального опыта, на воспитание активной личности, стремящейся к непрерывному образованию и самообразованию, физическому самосовершенствованию в постоянно изменяющихся условиях природной и социальной среды. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с принципом природосообразности, признание его в качестве базовой общеобразовательной дисциплины не только в декларативном плане, но и в реальной общеобразовательной деятельности. Первым шагом к этому должно стать избавление от широко распространённых подспудных, а нередко – вполне искренних и откровенных, представлений об отсутствии у этого предмета общеобразовательного потенциала и его вспомогательной роли, как средства активного отдыха после интенсивного интеллектуального труда на уроках по «настоящим» дисциплинам (математика, литература, естествознание и др.). Вторым – безусловное признание наличия у этого предмета уникального по своей природе, мощнейшего общеобразовательного потенциала (которому может позавидовать любая из «настоящих» дисциплин), представляющего собой естественным образом интегрированную самой Природой совокупность знаний из самых разных областей науки. Третьим – организация полноценного преподавания этого предмета на основе включения в учебное расписание учебных занятий трёх видов: теоретических, практико-методических, практических, и осознание непреходящей роли этого предмета в качестве своеобразной материальной основы всей системы общего образования, а урока физической культуры – как ведущей, ничем не заменимой формы физического воспитания подрастающих поколений. Одним из условий успешного совершения этих шагов является следование основным положениям принципа природосообразности в процессе общеобразовательной деятельности в области физической культуры. Литература
| |
Просмотров: 1049 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |