Главная » Статьи » Мои статьи |
В Законе "Об образовании в Российской Федерации" содержится прямое указание на то, что ключевой задачей для всех педагогических работников в процессе организации образовательной деятельности должно быть создание условий для "развития у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы..., формирования культуры здорового и безопасного образа жизни" (1). Познавательная активность способствует формированию мировоззрения, интеллектуальному, творческому, социальному развитию личности, определяет качество образования школьников (В.А. Адольф, И.Ю. Степанова, 2005; Л.Л. Габидуллина, 2003; Е.С. Красножонова, 2005; Е.В. Прокопенко, 2005). Поэтому одной из важнейших дидактических задач в процессе организации учебной работы по физической культуре, как и других общеобразовательных предметов, должно быть формирование познавательной активности школьников, как важного фактора, определяющего не только качество образования в области физической культуры, но и эффективность всей физкультурно-спортивной деятельности (2,3). Следует отметить, что по сравнению с другими учебными общеобразовательными дисциплинами, вопросы использования потенциальных возможностей учебного предмета "Физическая культура" для решения проблемы формирования познавательной активности школьников в системе общего образования уделяется не столь значительное внимание (А.Г Чащевая, 2003; В.П. Лукьяненко, Н.В. Муханова, 2016). Одним из доказательств справедливости такого суждения может служить хотя бы тот факт, что в результате проведенного нами анализа специальной литературы, мы не смогли найти достаточно чётких и убедительных дефиниций, характеризующих содержательную суть таких понятий, как: "Познавательная активность в области физической культуры", "Познавательная активность в системе общего образования по физической культуре". Таким образом, актуальность исследования в данном направлении определяется, с одной стороны, фактическим отсутствием научно обоснованных подходов к формированию познавательной активности в области физической культуры, а с другой - отсутствием устоявшихся представлений о содержательной сути данного процесса, что крайне затрудняет целенаправленность дальнейших исследований в данном направлении. На наш взгляд, попытки решения данной проблемы должны предполагать широкое использование общеобразовательного потенциала учебного предмета "Физическая культура", реализуемого в соответствии с основными положениями и требованиями ФГОС общего образования (4). Такой подход также предполагает, формулирование в качестве главной цели обучения - повышение уровня образованности школьников в области физической культуры, рассматриваемого нами в качестве одного из важнейших условий повышения не только эффективности процесса формирования познавательной активности школьников, но и качества общего физкультурного образования, в целом. Одним из главных результатов его реализации выступает высокий уровень сформированности системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни для организации систематической самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Для решения поставленной в данной работе задачи, прежде всего, необходимо рассмотреть понятие "Познавательная активность" с общедидактических позиций. В работах разных исследователей познавательная активность трактуется: - "как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое его участие, мыслительную, эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе; - как проявление преобразованного отношения субъекта к окружающим предметам и явлениям; - как интенсивная аналитико-синтетическая деятельность в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний; - как качество деятельности, в которой проявляется личность с её отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей; - как черта личности". Познавательная активность - это системообразующий компонент в структуре личности, благодаря которому происходит самоопределение учащегося в образовательном процессе, становление его как субъекта коммуникативно-направленной деятельности (6). Многие авторы рассматривают познавательную активность, как стремление человека к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира, на высоком уровне усвоить и закрепить полученные знания на основе потребности в новых впечатлениях (7). Таким образом, изучение специальной литературы свидетельствует о фактическом отсутствии консолидированных представлений о содержательной сути данного понятия. Следует отметить, что отчасти, это связано с различными подходами к рассмотрению главных структурных составляющих понятий "познание" и "активность", учёными из различных наук: философских, психологических, педагогических. Имеются очень веские основания утверждать, что мы ещё весьма далеки от удовлетворительной оценки состояния этой проблемы и в области физической культуры. В педагогике познавательная активность выступает подсистемой системы обучения. Следовательно, для определения содержательной сущности понятий "Познавательная активность в области физической культуры", "Познавательная активность в системе общего образования по физической культуре", необходимо, прежде всего, исходить из представления о них, как важнейшей цели обучения и одном из главных её результатов Принимая во внимание изложенные выше представления о содержательной сути рассматриваемых понятий можно заключить следующее. Познавательная активность в области физической культуры должна рассматриваться, прежде всего, как определённое качество личности, характеризующее отношение к процессу физкультурно-спортивной деятельности, в целом. Следовательно, познавательная активность в процессе общего образования по физической культуре должна характеризоваться как свойство личности школьника, определяющее его отношение к учебному процессу по физической культуре. При этом, главным признаком проявления познавательной активности в процессе физического воспитания должно стать сознательное управление процессом самопознания с целью познания, прежде всего, самого себя, и как субъекта познания, и как объекта воздействия средствами физической культуры, в соответствии с древней мудростью, которая гласит: "Если хочешь познать Мир, прежде всего - Познай себя". С таких позиций наивысшей формой сформированности познавательной активности в области физической культуры должна рассматриваться познавательная самостоятельность в физкультурно-спортивной деятельности. В соответствии с таким пониманием: "Познавательная активность в области физической культуры" - это особое, специфическое качество личности, побуждающее к самостоятельному искренне заинтересованному освоению новых знаний и способов физкультурно-спортивной деятельности, характеризующееся высокой интеллектуальной и двигательной активностью в процессе её осуществления. Это важнейший фактор, обусловливающий необходимый и достаточный уровень образования в области физической культуры, как непременное условие достижения главной цели физического воспитания - обеспечение высокого уровня физической культуры личности и общества. В соответствии с таким контекстом, "Познавательная активность в процессе общего образования по физической культуре" - это свойство личности обучающегося, характеризующееся: совокупностью его двигательных и интеллектуальных интересов, мотивов, потребностей; их системным взаимодействием в процессе физкультурного образования и самообразования; поиском путей наиболее эффективного использования средств физической культуры с целью повышения результативности процесса физического самосовершенствования. Это свойство личности школьника, характеризующееся проявлением познавательной самостоятельности в процессе физкультурного образования и самообразования. С позиций представленного выше понимания сути рассматриваемых понятий, процесс формирования познавательной активности следует рассматривать в качестве одной из ведущих целей обучения, важнейшим условием достижения которой является широкое использование общеобразовательного потенциала учебного предмета "Физическая культура", обусловливающего необходимость рационального, сбалансированного педагогического воздействия, как на физическую, так и интеллектуальную составляющие физической культуры личности. Такое понимание сути рассматриваемых понятий, на наш взгляд, находится в полном соответствии с общепедагогическими подходами к определению понятия "познавательная активность" и главными целями образовательной деятельности, в целом. Важно также подчеркнуть, что такой подход к определению рассматриваемых понятий в полной мере отражает целевые ориентиры всей системы физического воспитания, направленной на достижение главной цели этого процесса - формирование физической культуры личности и общества. В свою очередь, для достижения данной цели на этапе общего образования, учащиеся в процессе физкультурного образования и самообразования, должны овладеть способами самообразования, познавательной самостоятельностью в поиске путей наиболее эффективного использования средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования на протяжении всей своей индивидуальной жизнедеятельности. Список литературы: 1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск, 2005. 214 с. 2. Габидуллина Л.Л. Развитие познавательной активности младших школьников при коммуникативном подходе [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук. 13.00.01 / Л.Л. Габидулина. Киров, 2003. 24 с. 3. Красножонова Е.С. Познавательная активность младших школьников в концепции российских педагогов 60-80-х гг. XX века [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук. 13.00.01 / Е.С. Красножонова. Пятигорск, 2005. 19 с. 4. Лукьяненко В.П., Муханова, Н.В. Проблемы реализации ФГОС в системе общего образования по физической культуре / Всероссийская научно-практическая конференция "Физическая культура и спорт в вузе: современные тенденции и практики". Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. С. 54-57. 5. Лукьяненко В.П., Муханова Н.В. Познавательная активность в системе общего образования по физической культуре // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. №5 (56). С. 157-161. http://www.ncfu.ru/uploads/doc/vestnik_SKFU_5_2016.pdf 6. Лукьяненко В.П. Сущность понятия и главное предназначение общего образования по физической культуре // Физическая культура в школе, 2016. № 2. С. 2-8; № 3. С. 4-11. 7. Муханова Н.В. Развитие познавательной активности учащихся основной школы в процессе преподавания уроков физической культуры // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Научный журнал. Ставрополь, 2015. № 6 (51). С. 203-208. http://www.ncfu.ru/uploads/vestnik_skfu_5__2015.pdf 8. Прокопенко Е.В. Формирование познавательной активности учащихся 5-9 классов в образовательном процессе (На краеведческом материале) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Прокопенко. Коломна, 2005. 143 с. 9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012. 10. Чащевая А.Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 / А.Г. Чащевая. Омск, 2003. 25 c.
| |
Просмотров: 687 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |