Главная » Файлы » Мои файлы

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
20.01.2022, 10:36

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Муханова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, Ставрополь

Таланян Лилия, студентка группы И4И ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, Ставрополь

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы преподавания учебного предмета «Физическая культура», в частности, не выполнение им своей главной образовательной функции. Установлено, что теоретической и методологической основой образовательной деятельности, в том числе и в области физической культуры, является учёт принципов, определяющих содержание образования, выбор форм, средств и методов по достижению поставленных целей и задач, а также способов оценки учебных достижений обучающихся.

Ключевые слова: принципы обучения, физическая культура, физическое воспитание, обучающиеся, здоровый образ жизни, урок, принцип природосообразности.

 

В современных условиях обновления содержания образования в области физической культуры крайне актуальным является вопрос классификации принципов обучения с ориентацией на личностно гуманистическую модель формирования физической культуры личности. По нашему мнению, выделять в определенный класс (группу) общепедагогические принципы обучения, практические принципы обучения, принципы физического воспитания, принципы развития физических качеств не всегда целесообразно. Так как все существующие принципы обучения взаимосвязаны между собой в различных согласованиях, например, в зависимости от особенностей учебного процесса, типа занятий и пр.

На современном этапе развития нашей страны одной из важнейших проблем является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Особое внимание в системе образования уделяется пропаганде здорового образа жизни, при этом статистические данные свидетельствуют о продолжающейся негативной тенденции ухудшения здоровья школьников и молодёжи с каждым годом [9]. Одной из причин такого положения является снижение интереса учащейся молодёжи к организации самостоятельных систематических занятий физическими упражнениями в результате неполноценного решения образовательными организациями образовательных задач в процессе физического воспитания и на учебных занятиях по физической культуре [5, 6, 8].

В этой связи возникает необходимость кардинального изменения основных подходов к организации образовательного процесса по физической культуре в образовательных организациях всех типов. Прежде всего речь идёт об особенностях урочной формы работы. Для некоторых обучающихся уроки – это не только основная, но и единственная форма физического воспитания. Содержание физкультурного образования должно быть ориентировано, прежде всего, на повышение уровня образованности подрастающего поколения в данной сфере с целью подготовки к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры. Процесс преподавания учебного предмета «Физическая культура» должен быть основан на индивидуальном дифференцированном подходе, позволяющем организовывать и эффективно осуществлять процесс формирования физической культуры личности.

Актуальной сегодня является альтернативная методика оценки учебных достижений, при которой учитывается индивидуальный прогресс обучающихся, основанный на оптимизации существующих форм и методов сбора информации об образовательных (предметных, метапредметных, личностных) результатах и факторах, оказывающих на них влияние [1, с. 120]. В частности, в процессе физического воспитания, одним из важнейших является фактор соблюдения принципов активности и сознания во время различных форм физкультурной деятельности. Применяя элементы современных методик оценки достижений учащихся не следует забывать о традиционных принципах и методах обучения, что, к сожалению, не находит своего должного отражения в образовательном процессе по физической культуре.

Современное состояние системы физического воспитания наглядно демонстрирует неактуальность общепринятых (условно классических) подходов к преподаванию учебного предмета «Физическая культура», в основе которых – манипулирование действиями и поведением обучающихся. Актуальным становится переход от решения задач воспроизводства сложившихся культурных стереотипов и форм деятельности к задачам природного саморазвития человека и общества, а через это – к задачам созидательной деятельности.

Систематическая работа человека над своим телом, своими способностями с использованием различных средств физической культуры и спорта – это процесс индивидуальных перестроек, физического самосовершенствования. Перестроек не только психофизических качеств, кондиций, но и поведения, стиля жизни.

Как отмечает В.В. Шохирев (2019), физическая культура – это система материальных и духовных ценностей, фактор оптимизации работоспособности и здоровья человека и общества; целенаправленная деятельность по созданию, освоению и присвоению указанных ценностей; результат присвоения ценностей. По мнению автора, указанные аспекты культуры физической имеют ценностный, предметно-деятельностный и результативный показатели [10].

Е.В. Лукина, В.А. Ротанова (2019) выделяют следующие аспекты физической культуры: совершенствование человеческой телесности с использованием физических упражнений; формирование общественного мнения о престижности физической культуры и физического совершенствования; качественное своеобразие результативной стороны занятий физическими упражнениями [4].

А.Я. Журкина (2015) выделяет культуру движений, культуру тела (телосложения), культуру физического здоровья. Понятие физической культуры автор рассматривает в качестве основы культурного развития индивидуума; определенного результата (совокупного продукта) физкультурной активности человека; системы средств, обеспечивающих качественную жизнедеятельность человека [2].

Согласно выводам теоретического исследования Е.А. Зиятдиновой, Р.И. Зиятдинова, Д.Ю. Денисенко (2014), аспектами личностно физического воспитания являются воспитательные ситуации, которые стимулируют деятельность обучающегося по самопознанию своего физического состояния, уровня активности. По мнению авторов, необходимо культивировать ситуации, в которых отношения обучающихся, педагогов и родителей строятся на основе удовлетворения права обучающегося быть личностью, его индивидуальных возможностей. Авторы отмечают, что в контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников [3].

А.Я. Журкина (2015) выделяет трехмодульную структуру унифицированной системы педагогических принципов [2]. К первой группе принципов, отражающих социальную обусловленность воспитательного процесса по физической культуре, отнесены: принцип оздоровительного направления; принцип гармоничного развития личности; принцип целевой подготовки к трудовой деятельности. Автор отмечает, что общие закономерности образовательного процесса во время занятий физическими упражнениями отражены в совокупности принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.

Е.В. Лукина, В.А. Ротанова (2019) группируют принципы следующим образом. В первой группе – общие принципы формирования физической культуры человека: принцип гармоничного развития личности; принцип связи с жизнедеятельностью; принцип оздоровительного направления. Вторая группа – методические принципы физического воспитания – включают в себя принципы сознания и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Третья группа принципов отражает закономерности построения занятий в процессе физического воспитания. Это принципы непрерывности, прогрессирования тренировочных воздействий, цикличности, возрастной адекватности педагогических воздействий [4].

Е.А. Зиятдинова, Р.И. Зиятдинов, Д.Ю. Денисенко (2014) выделяют обще методические принципы (сознания и активности, наглядности, доступности и индивидуализации) и принципы физического воспитания (принцип разностороннего развития личности, принцип оздоровительного направления, принцип природосообразности). Опираясь на указанную позицию, авторами выделяются две группы методов обучения: общепедагогические и специфические [3].

При весьма различных подходах к исследованию принципа природосообразности и интерпретации его результатов, многие современные учёные обращают внимание на необходимость его дальнейшего разностороннего изучения и склонны расценивать реализацию данного принципа в настоящее время в качестве одного из условий спасения современной школы. Основные положения принципа природосообразности раскрыты в многочисленных трудах педагогов, психологов, философов.

Осуществлённая В.П. Лукьяненко и Н.В. Мухановой (2020) попытка интерпретации основных положений принципа природосообразности по отношению к процессу общего образования в области физической культуры ни в коей мере, как отмечают вторы, не может рассматриваться как достаточная, а тем более исчерпывающая. Содержательная суть этих принципиальных положений столь глубока и многогранна, что для её раскрытия необходимо объединение усилий множества учёных из разных направлений педагогической науки. Представленный в статье материал – это лишь скромная попытка, призванная привлечь внимание к этой интересной и актуальной проблеме в контексте общеобразовательной деятельности в области физической культуры [7, с. 11]. Представленный авторами подход к интерпретации основных положений принципа природосообразности находится в полном соответствии с основными положениями ФГОС общего образования, предполагающими переориентацию образовательного процесса по физической культуре на формирование у обучающихся универсальных учебных действий – способности к саморазвитию через усвоение нового социального опыта, на воспитание активной личности, стремящейся к непрерывному образованию и самообразованию, физическому самосовершенствованию в постоянно изменяющихся условиях природной и социальной среды. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания учебного предмета «Физическая культура» в условиях признания его в качестве базовой общеобразовательной дисциплины не только в декларативном плане, но и в реальной общеобразовательной деятельности [7, с. 11].

В соответствии с вышеизложенным, специалист в области физической культуры должен в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития обучающихся, строить учебный процесс с учётом возрастных, половых, индивидуальных особенностей обучающихся, его положительных и сильных сторон как личности; способствовать развитию у обучающихся инициативности и самостоятельности.

 

Литература

  1. Андрюкова И.В. Индивидуальный прогресс учащихся как объект оценки образовательных результатов // Человек и образование, 2013. – № 2 (35). – С. 117-121.
  2. Журкина А.Я. Обучение школьников физической культуре в условиях новых образовательных стандартов // Физическая культура в школе, 2015. – № 1. – С. 2-8.
  3. Зиятдинова Е.А., Зиятдинов Р.И., Денисенко Д.Ю. Использование принципов спортивной тренировки в структуре уроков физического воспитания школьников // В сборнике: Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – 2014. – С. 393-395.
  4. Лукина Е.В., Ротанова В.А. Современные технологии в преподавании физической культуры в средней общеобразовательной школе // В сборнике: Двигательная активность. Спорт. Личность. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – 2019. – С. 33-37.
  5. Лукьяненко В.П. Сущность понятия и основное предназначение учебного предмета «Физическая культура». Постановка проблемы // Физическая культура в школе, 2014. – № 5. – С. 2-6. – № 6. – С. 9-14. (с. 5)
  6. Лукьяненко В.П. Сущность понятия и главное предназначение общего образования по физической культуре [Текст] / В.П. Лукьяненко // Физическая культура в школе. – 2016. – № 2. – С. 2-8; – № 3. – С. 4-11.
  7. Лукьяненко В.П., Муханова Н.В. Реализация принципа природосообразности в процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» // Физическая культура в школе, 2020. – № 5. – С. 2-12
  8. Муханова Н.В. Педагогические условия формирования познавательной активности учащихся в процессе общего образования в области физической культуры: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 / Муханова Наталья Владимировна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. Ставрополь, 2018. 218 с. 
  9. Приказ Минздрава России от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». – [Электронный ресурс]: https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minzdrav/foto/prikaz-minzdrava-rossii-ot-15-01-2020-n-8-ob-utverzhdenii-st.pdf  (дата обращения: 15.03.2021).
  10. Шохирев В.В. Использование соревновательных форм проведения занятий по физической культуре // В сборнике: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 110-114.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: uspehnatalja
Просмотров: 451 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar