Контрольные вопросы "Теория и методика физического воспитания с практикумом"
20.01.2021, 08:01
Теория и методика физического воспитания и ее основные понятия.
Цель физического воспитания в современном российском обществе
Сущность задач, решаемых в физическом воспитании. Аспекты и формы конкретизации задач
Физические упражнения как основное средство физического воспитания.
Гимнастика как одно из основных средств физического воспитания. Виды и разновидности гимнастики.
Игры и их место в физическом воспитании. Воспитательное значение подвижных спортивных игр.
Понятия и термины: метод обучения, методический прием, методика обучения. Общие требования к методике обучения.
Методы обучения в физическом воспитании.
Структура обучения. Этапы обучения: задачи, особенности, характерные методы обучения для детей младшего школьного возраста.
Формы работы по физическому воспитанию в начальной школе. Необходимые условия для проведения занятий по физическому воспитанию. Врачебный контроль, деление учащихся на медицинские группы.
Принципы построения программы по физическому воспитанию для начальных классов. Характеристика основных разделов программы и видов физических упражнений.
Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня.
Урок как основная форма организации занятий по физическому воспитанию в школе. Задачи, требования к уроку.
Структура урока. Задачи и содержание каждой части.
Подготовка учителя к уроку. План-конспект урока.
Типы уроков физкультуры. Методы организации занимающихся на уроке.
Значение правильной физической нагрузки на уроке. Регулирование физической нагрузки.
Плотность, измерение плотности урока.
Значение, задачи внеклассной работы по физической культуре.
Виды соревнований. Положение и программы по физическим играм и эстафетам.
Значение правильного планирования работы по физическому воспитанию.
Принципы планирования. Четвертной план учебной работы.
Принцип наглядности, его реализация в процессе физического воспитания.
Принцип доступности и индивидуализации, реализация положений в практике физического воспитания
Этап углубленного разучивания двигательного действия, решаемые задачи, типичные средства и методы, определяющие черты методики.
Координационные способности человека. Понятие о ловкости. Средства и определяющие черты методики воспитания координационных способностей.
Силовые способности человека. Средства и определяющие черты методики воспитания силовых способностей.
Скоростные способности человека. Средства и определяющие черты методики воспитания скоростных способностей. Пути преодоления скоростного «барьера».
Выносливость. Типы выносливости. Средства и определяющие черты методики воспитания общей выносливости.
Принцип непрерывности процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха, реализация положений в практике физического воспитания.
Задачи обучения на этапе начального разучивания двигательного действия, типичные средства и методы, определяющие черты методики.
Значение учета работы по физическому воспитанию. Виды учета.
Учет успеваемости. Методы учета успеваемости.
Критерии оценок по предмету «Физическая культура». Документы учета. Ведение классного журнала.
Основы построения оздоровительной тренировки.
Характеристика средств оздоровительной направленности: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки через скакалку.
Игра — одно из комплексных средств воспитания. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются физические качества, совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Воспитательное значение подвижных спортивных игр. - развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность; - учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях; подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу; - активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию; - формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость; - помогают овладеть пространственной терминологией, освоиться в коллективе; - пополняют словарный запас детей.
Казачкова Дарья 2Н-11Вопрос 12Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебногодня - важный составной компонент двигательной активности школьников с особенностями психофизического развития.Формами их реализации являются: гимнастика до учебныхзанятий, подвижная (динамическая) перемена, физкультурные паузы во время уроков и спортивный час в группе продленного дня. Содержание и условия проведения должны обеспечивать в значительной степени решение оздоровительных и коррекционных задач, при умелом комплексном подходе служат хорошим подспорьем в деле оздоровления школьников и коррекции их отклонений в развитии.Вопрос 32Для правильной постановки физического воспитания в школебольшое значение имеет хорошо организованный учёт работы. Учёт помогает проверить правильность планирования и проведения учебной и внеклассной работы, а также выявить успеваемость учащихся.Предварительный учёт фиксирует состояние здоровья ифизическую подготовленность учащихся. Он основывается на данных личного дела, сведениях, полученных от родителей, результатах медицинского осмотра и наблюдениях учителя. Эти сведения помогают учителю определить степень (согласованную с врачом) участия детей в различных видах учебной и внеклассной работы.В практике работы школ определились три вида учёта:предварительный, текущий и итоговый.
Нотычева Елизавета. 2н-11Вопрос №16.Типы уроков физкультуры.1. Комбинированные уроки (одинаковое соотношениеобразовательных, воспитательных и оздоровительных задач).2. Уроки с оздоровительной направленностью (а)развивающие – служат развитию различных систем организма; б)восстанавливающие – направлены на восстановление сил и работоспособности.)3. Уроки с воспитательной направленностью (ведущимиявляются воспитательные задачи)4. Уроки с образовательной направленностью (а)вводные – проводятся в начале учебного года, четверти или при изучении новой темы; б)уроки изучения нового материала – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение; в)уроки совершенствования – применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала; г)смешанные – содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в; д)контрольные – проверка усвоения ЗУНов по теме или разделу.Методы организации занимающихсяна уроке. 1) фронтальный – одновременное выполнение двигательных заданий (ходьба, бег)2)поточный – упражнения выполняютсяпотоком3)поочередный – предыдущий выполняетзадание от начала до конца (канат)4) посменный – упражнения выполняютсясменами, несколько человек одновременно (метание)5)групповой – работа в несколькихгруппах разными видами дея-ти (опорный прыжок)6)индивидуальный способ – каждый изучеников выполняет определенное задание.
(АЛФЕРЬЕВА АНАСТАСИЯ 3Н9) Вопрос 1. Теория и методика физического воспитания и ее основные понятия. К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт. 1. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. 2. Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды. 3. Физическая подготовка - есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в определённой деятельности, либо способствующих её освоению. 4. Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. 5. Спорт - представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности. Вопрос 24. Принцип доступности и индивидуализации, реализация положений в практике физического воспитания Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся. При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении. Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем: 1. обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности; 2. исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий. Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются: 1) объективные показатели: - показатели здоровья; -показатели тренированности; 2) субъективные показатели (сон). Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы, команды). Ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. (АЛФЕРЬЕВА АНАСТАСИЯ 3Н9)
Нотычева Елизавета. 2н-11Вопрос №36.Характеристика средств оздоровительной направленности:ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки через скакалку.Ходьба - самый доступный вид физических упражнений. Онаможет быть рекомендована людям всех возрастов, имеющим различную подготовленность и состояние здоровья. Особенно ходьба полезна людям, ведущим малоактивный образ жизни. При ходьбе тренируются мышцы, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Путем ходьбы можно снять напряжение, успокоить нервную систему. Оздоровительное воздействие ходьбы заключается в повышении сократительной способности миокарда, увеличении диастолического объема сердца и венозного возврата крови к сердцу.Бег- оказывает всестороннее воздействие на все функцииорганизма, на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-мышечный аппарат и психику. Главное отличие оздоровительного бега от спортивного заключается в скорости. Специалисты считают, что для оздоровительного бега скорость колеблется в пределах 7—11 км/ч. Более медленный бег требует большего расхода энергии, чем ходьба, а значит, неэкономичен и утомителен. Более быстрый бег вызывает слишком большое напряжение функций кровообращения, нежелательное для людей старше 40 лет. Плавание - оздоровительное значение плавания состоит в том,что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающего сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы. Плавание — незаменимая корригирующая (корректирующая) гимнастика для детей, молодежи и пожилых людей. Благодаря симметричности движения и горизонтальному положению тела в воде, разгружающим позвоночный столб от давления на него всего тела, плавание служит прекрасным корригирующая упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке.Езда на велосипеде - укрепляет сердечно-сосудистую идыхательную системы. При занятиях велосипедом для здоровья необходимо ездить не менее 3 раз в неделю, безостановочно в течение, как минимум, 30 мин, с ЧСС 60% от максимальной. Прыжки через скакалку - укрепляют сердечно-сосудистую идыхательную системы, они способствуют развитию силы и выносливости мышц ног. Для того чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта, необходимо прыгать не менее 15 мин за тренировку, не менее 3 раз в неделю. Если ставится целью избавление от лишнего веса, то необходимо прыгать безостановочно в течение 30 мин.
Основным средствомфизического воспитания является физическое упражнение.Физическое упражнение- это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.Из определенияпонятно, что не всякое двигательное действие является физическим упражнением. Нередко можно встретить ошибочное мнение, когда двигательная нагрузка на садовом участке, на огороде, по уборке квартиры и т.п. рассматривается как заменитель занятий физическими упражнениями. Поэтому необходимо указать на отличительные признаки физического упражнения от трудового двигательного действия.Во-первых, физическимупражнением решается педагогическая задача (физическое упражнение направлено на "себя", свое физическое совершенствование), трудовым двигательным действием решается производственная задача (двигательное действие направлено на предмет производственной деятельности).Во-вторых, физическоеупражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания, а трудовое двигательное действие - в соответствии с закономерностями производства.В-третьих, трудовыедвигательные действия при благоприятных условиях могут положительно влиять на физическое развитие человека, однако только комплексы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем организма в оптимальном соотношении /21/.Вопрос 27Силовые способности- это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» (например, скоростно-силовые способности, силовая выносливость).Различают собственносиловые способности и их соединение с другими физическими способностями:скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость.Собственно силовыеспособности характеризуются большим мышечнымнапряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц.Скоростно-силовыеспособности характеризуются непредельныминапряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины (например, отталкивание в прыжках в длину и ввысоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).Силовая выносливость- это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.Динамическая силоваявыносливость проявляется в циклических иациклических упражнениях.Статическая силоваявыносливость при удержании позы (например, стойкана руках).Силовая ловкостьпроявляется там, где есть сменный характер режима работы меняющееся и непредвиденные ситуации (например, спортивные игры, борьба).
9 вопрос Бурлакова Ольга. Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.). Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащихся класса, возрастных особенностей. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки. Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам - отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса. Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменною) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода. Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам. Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения. Доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков. Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня и т.д.), математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т.д.), музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку), изобразительным искусством (красота движений, поз) и др. Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями. Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться па индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей. Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре уже с младшего школьного возраста необходимо принимать во внимание интересы и склонности детей.
Бурлакова Ольга. 29 вопрос. В зависимости от типа характера выполняемой физической работы различают: 1) Статическую и динамическую выносливость, т.е. способность длительно выполнять соответствующую статическую и динамическую работу; 2) Локальную и глобальную выносливость — способность длительно работать с участием небольшого числа мышц или способность длительно работать при участии больших мышечных групп; 3) Силовую выносливость, т.е. способность многократного повторения упражнения, требующего проявления большой мышечной силы; 4) Анаэробную и аэробную выносливость, т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэроборным или аэробным типом энергообеспечения. Общая выносливость - это способность длительное время выполнять любую физическую работу (нагрузку), вовлекающую большинство мышечных групп. Специальная выносливость – способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специализации. Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод. Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы.