ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОКЛАДА И ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ КР И ВКР

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • знать определения понятий, составляющих название ВКР
  • ориентироваться в основной литературе по теме исследования (знание учёных, внесших наиболее заметный вклад в изучение исследуемой проблематики)
  • включать в презентацию и доклад информацию о имеющихся публикациях. Желательно указать выходные данные публикаций по теме исследования за весь период обучения
  • к процедуре предзащиты подготовить раздаточный материал для преподавателей: название, оглавление, введение и выводы работы.

    Время доклада ВКР 5-7 минут

    Время доклада КР 3-5 минут

    Примерная структура доклада:

    Уважаемый председатель, уважаемые члены экзаменационной комиссии, присутствующие

      Актуальность исследования В 2016-2018 гг. в России впервые осуществлена попытка разработки Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, которая утверждена в декабре 2018 г. В Концепции отмечено, что учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании не только разнообразных форм, средств и методов обучения, воспитания, но и оздоровления. Большое внимание в Концепции уделено необходимости формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни средствами физической культуры.

      При этом, в процессе исследования выявлено противоречие между высокими требованиями к демонстрации обучающимися предметных результатов обучения по «Физической культуре» и недостаточно эффективными механизмами осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации уровня сформированности предметных результатов по этому учебному предмету.

      Выявленное в процессе исследования противоречие определило проблему исследования, связанную с необходимостью определения:

    • влияния уроков физической культуры с оздоровительной направленностью на достижение предметных результатов по учебному предмету «Физическая культура»;
    • способов контроля качества освоения обучающимися программного материала по учебному предмету «Физическая культура».

      Объект исследования: учебный процесс по физической культуре в начальной школе.

      Предмет исследования: особенности организации учебных занятиях по физической культуре с оздоровительной направленностью в начальной школе.

      Цель исследования : определить организационно-методические особенности проведения уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в начальной школе.

      Гипотеза исследования заключается в том, что проведение уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в начальной школе может способствовать повышению уровня качества овладения обучающимися предметными результатми обучения по этому учебному предмету, если в образовательном процессе будут соблюдены следующие организационно-методические условия:

    • использование принципов здоровьесберегающей педагогики: «не нанесения вреда», всестороннего и гармоничного развития, сознательности, систематичности и последовательности, индивидуализации и доступности;
    • применение наиболее эффективных средств и форм организации занятий, позволяющих обучающимся овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области оздоровительной физической культуры;
    • полноценное выполнение учебным предметом «Физическая культура» своей общеобразовательной функции, как необходимого условия повышения качества общего физкультурного образования обучающихся;
    • применение научно-апробированных методик, позволяющих определить эффективность организации учебных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью;

      Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи :

    • Изучить и обобщить данные научно-методической литературы по особенностям организации уроков физической культуры с оздоровительной направленностью.
    • Выявить особенности организации уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в начальной школе.
    • Определить организационно-методические особенности проведения уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в начальной школе.
    • Экспериментально обосновать эффективность влияния уроков физической культуры с оздоровительной направленностью на повышение уровня качества овладения обучающимися начальной школы предметными результатми обучения по этому учебному предмету.

      В исследовании использованы следующие методы:

    • анализ научно-методической литературы по теме исследования;
    • опрос учителей физической культуры, родителей обучающихся ЭГ и КГ;
    • тестирование двигательной подготовленности обучающихся ЭГ и КГ, предметных результатов освоения основной образовательной программой по учебному предмету «Физическая культура»;
    • методика исследования физического развития (индекс Кетле), наружный осмотр обучающихся ЭГ и КГ;
    • методы математической статистики.

      С целью определения эффективности организационно-методических особенностей проведения уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в начальной школе было организовано педагогическое исследование, в процессе которого сформированы две группы учащихся 4-х классов – экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ). Общее количество испытуемых составило 56 человек.

      Содержание экспериментальных уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в начальной школе основано на применении:

    • комплексов физических упражнений для профилактики нарушений осанки (суставная гимнастика С.М. Бубновского, 2000);
    • элементов методики оздоровительной гимнастики для профилактики плоскостопии;
    • игровые физические упражнения профилактической направленности для глаз и улучшения мелкой моторики;
    • использование элементов метода арт-терапии (рисунок, сказкотерапия, игровая терапия, театрализованная игра) в процессе сюжетно-ролевых уроков физической культуры с целью коррекции агрессивного поведения школьников.

      Краткое описание основной идеи исследования: в процессе исследования, физические упражнения для профилактики нарушений осанки применялись во вводной части учебных занятий по физической культуре не менее, чем в течение 10 минут с музыкальным сопровождением, а также с использованием инвентаря (при необходимости). В заключительной части занятий, упражнения предполагали удержание обучающимися определённой позы тела в заданном положении от 15 секунд до 1 минуты.

      Выполнение экспериментальных комплексов упражнений на уроках физической культуры начиналось с нескольких повторений (8-12 раз), через определённое время их количество увеличивалось до 20-50 раз. Обучающимся ЭГ было рекомендовано ежедневно выполнять экспериментальные комплексы упражнений и для достижения эффективности тратить на это не менее 15 мин. Таким образом, каждый комплекс упражнений оздоровительной направленности обучающиеся ЭГ выполняли не только на уроках физической культуры, но и в рамках домашних заданий по предмету, не менее, чем на протяжении одной учебной недели. В учебном процессе по физической культуре осуществлялся систематический контроль за выполнением обучающимися домашних заданий.

      На первом этапе организации педагогического исследования проведён опрос учителей физической культуры с целью выявления применяемых ими на уроках оздоровительных средств физической культуры. Из предложенного учителям перечня они отмечали только то средство оздоровительной физической культуры, которое наиболее часто используют в своей практической деятельности. Результаты опроса представлены на Рис. 1. (см. презентацию).

      В результате опроса выявлено, что чаще всего учителями используются такие средства оздоровительных физической культуры, как: физические упражнения для укрепления мышц спины (21%), стретчинг (20%) и элементы различных видов спорта – 18% (в частности, плавание).

      При этом, более 50% из опрошенных учителей, не менее важным средством оздоровительных физической культуры отметили подвижные игры. Это обусловлено тем, что подвижные игры являются приоритетным направлением и наиболее доступным средством в образовательном процессе, особенно в начальной школе.

      Определение высокого, среднего и низкого уровней сформированности здоровьесберегающей образовательной среды в организации, на базе которой осуществлялось исследование, осуществлено на основе критериев оценки, выявленных В.Е. Цибульниковой и А.А. Хоптинская. В процессе исследования нами использованы критерии, которые позволяют оценить качество здоровьесберегающей среды по показателям, связанным с организацией физкультурно-оздоровительной работы (Таблица 3, см. презентацию).

      Опрос родителей о качестве здоровьесберегающей среды по показателям, связанным с организацией в школе физкультурно-оздоровительной работы проведён на первом и на заключительном этапах исследования. Результаты опроса родителей на первом этапе исследования представлены на Рис.2 (см. презентацию).

      Результаты опроса родителей на заключительном этапе исследования представлены на Рис.3(см. презентацию).

      В результате опроса родителей о качестве здоровьесберегающей среды школы по показателям, связанным с организацией в школе физкультурно-оздоровительной работы видно, что на заключительном этапе исследования отношение родителей хоть и не значительно, но имеет положительную динамику. После эксперимента на 4% снизилось количество родителей, отметивших низкий уровень организации системы физического воспитания, на 7% – физкультурно-оздоровительной работы, на 2% – организации мероприятий и просветительской деятельности.

      При подборе контрольных упражнений для определения эффективности влияния уроков физической культуры с оздоровительной направленностью на уровень развития физических качеств обучающихся ЭГ и КГ, мы руководствовались тем, чтобы полученные результаты имели качественное выражение и были доступны для массового применения. Перед выполнением контрольных упражнений испытуемые были ознакомлены с правилами их выполнения и особенностями фиксации результатов. В ЭГ и КГ тестирование проходило в одно и то же время при создании примерно одинаковых условий выполнения контрольных упражнений.

      Эффективность упражнений для укрепления мышц спины оценивалась с помощью теста «Наклон вперед из положения стоя». Остальные тесты направлены на определение уровня развития основных физических качеств обучающихся (быстроты, силы, ловкости, гибкости). Педагогический эксперимент не предполагал исследования уровня развития выносливости. Так как развитие этого физического качества в условиях проведения уроков физической культуры с оздоровительной направленностью является невозможным. Результаты контрольных испытаний представлены в Табл. 4.(см. презентацию)

      В процессе исследования выявлено, что после эксперимента выявлена достоверность различий в показателях по всем тестам у обучающихся ЭГ. В КГ эти показатели являются недостоверными.

      Из Рис. 4 (см. презентацию)видно, что на начало эксперимента гармоничность физического развития выявлена более, чем у 60% обучающихся ЭГ и КГ. Уже на начальной ступени обучения в среднем 20% обучающихся имеют избыточность массы тела и 18% – недостаточность физического развития.

      Из Рис. 5 (см. презентацию)видно, что после эксперимента не выявлено достоверности различий в показателях физического развития обучающихся КГ и ЭГ. При этом незначительная, но положительная динамика выявлены в ЭГ. Наблюдается увеличение количества обучающихся ЭГ, имеющих гармоническое физическое развитие на 5% за счёт уменьшения с избыточностью и недостаточностью соотношения массы тела и роста возрастным показателям.

      Отсутствие достоверности в показателях физического развития обучающихся ЭГ и КГ связано с отсутствием целенаправленных педагогических воздействий на решение данной проблемы.

      По результатам наружного осмотра на начало эксперимента выявлено, что около 40% обучающихся 4-х классов имеют отклонения от нормы в сформированности правильной осанки (38% – ЭГ, 37% – КГ). После эксперимента показатели незначительно, но улучшились в обеих группах. В КГ произошло снижение количества обучающихся с нарушением осанки на 2%, в то время как в ЭГ это снижение произошло на 9%.

      Таким образом, целенаправленное воздействие физических упражнений на укрепление мышц спины позволяет в достаточно короткий период времени улучшить функциональное состояния опорно-двигательного аппарата школьников.

      Исследование влияния уроков физической культуры с оздоровительной направленностью на достижение обучающимися 4-го класса предметных результатов по учебному предмету «Физическая культура» осуществлялось с помощью электронного тестирования. Тестирование создано с помощью программы Google Диск. Тест состоял из 10 вопросов, на которые обучающиеся КГ и ЭГ отвечали в рамках выполнения домашней работы по физической культуре. Вопросы теста соответствуют предметным результатам освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программой по учебному предмету «Физическая культура» .

      Тестирование по оценке качества освоения обучающимися начальной школы предметными результатами основной образовательной программы по физической культуре проведено на заключительном этапе исследования. За каждый правильный ответ обучающиеся получали 1 балл. Итоговое оценивание обучающихся осуществлялось по 5-ти бальной системе:

    • 8-10 баллов – оценка «5»;
    • 5-8 баллов – оценка «4»;
    • менее 5 баллов – оценка «3».

      Результаты тестирования обучающихся КГ и ЭГ представлены в Табл.5.(см. презентацию)

      Результаты тестирования показали, что в среднем, 57% обучающихся начальной школы освоили программный материал по физической культуре на оценку «4» (хорошо). Удовлетворительный уровень освоения специальными знаниями в области физической культуры выявлен у 15% обучающихся КГи у 6% – ЭГ. На отлично (оценка «5») освоили программный материал 24% обучающихся КГ и 38% – ЭГ.

      В процессе исследования выявлено, что наиболее эффективными и целесообразными способами контроля качества освоения обучающимися программного материала по учебному предмету «Физическая культура» являются такие средства контроля, как: опрос, тестирование, беседа. В результате полноценного использования этих средств на уроках физической культуры в ЭГ была снижена моторная плотность занятий. Но, как показали результаты исследования, качество освоения программного материала после проведения эксперимента на 11% оказалось выше в ЭГ, чем в КГ.

      Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности влияния уроков физической культуры с оздоровительной направленностью на повышение уровня качества овладения обучающимися начальной школы предметными результатми обучения по этому учебному предмету, уровня их двигательной подготовленности и физического развития, а также на формирование положительного отношения родителей к качеству организации здоровьесберегающей среды в школе.

      Выводы работы, представлены на следующих слайдах.

      В целом они подтверждают гипотезу нашего исследования и свидетельствуют о высокой эффективности разработанной нами методики.

      Разрешите их не зачитывать.

    • Примерная структура, общие требования по подготовке презентации к защите КР и ВКР