Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

"Современные проблемы наук о физической культуре и спорте"

  1. Место и роль курса в системе магистерской подготовки по направлению физическая культура. Роль курса в формировании методологической составляющей в подготовке магистров. (Лекция: «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте» в системе подготовки магистров по направлению 490401 – Физическая культура»)
  2. Проблемы возникновения науки и периодизации ее истории. Возникновение науки как один из важнейших результатов развития философского знания. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  3. Проблема как форма научного познания. Основные правила и условия, знание которых необходимо при формулировании проблемы, объекта, предмета научного исследования. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки. Основные причины перехода от одной стадии к другой в развитии науки. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  5. Основы дифференциации наук и проблема единства научного знания. Факторы, вызывающие явления дифференциации и интеграции научного знания. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  6. Характерные черты современного этапа в развитии науки. Роль кибирнетики в развитии научного знания, начиная с середине 20-го века, факторы, определяющие потенциальные возможности дальнейшего развития современной науки. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  7. Происхождение гуманитарных наук и основные особенности социально-гуманитарного познания. Особенности соотношения гуманитарного и естественно-научного знания в современной науке. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  8. Понятия «наука», «теория науки». Взаимосвязь науки и практики, практики и познания. Взаимосвязь понятий «истина» и «наука». (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  9. История возникновения и развития методологии как науки. Методологические основы построения теории физической культуры. (Лекция: «Общие основы методологии научного познания»)
  10. История развития теории физической культуры как науки. Особенности и тенденции развития современной науки в области физической культуры. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  11. Функции науки в жизни общества. Значение научного знания в сфере физической культуры в жизни современного общества. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  12. Зарождение научных школ и различных направлений исследований в России. Роль высших учебных заведений в развитии отечественной науки о физической культуре и спорте. (Лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  13. Интеграция и дифференциация научного знания о физической культуре и спорте. Зарождение новых научных дисциплин и исследовательских парадигм на современном этапе развития теории и практики физической культуры и спорта. (Лекция: «О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры»)
  14. Физическая культура как вид культуры личности и общества. Культурологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития. (лекция: «Важнейшие специализированные аспекты развития научных знаний в области физической культуры»)
  15. Соотношение телесного и духовного в древнегреческом понимании человека и его изменение в различные эпохи. Феномен человеческой телесности как объект междисциплинарного исследования. (Лекция: «О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры»)
  16. Формирование научно-теоретических основ физического воспитания в России. Объект и проблематика современной теории и методики физической культуры. (Лекция: «Теория и методология совершенствования научных исследований физической культуры в основных сферах деятельности человека и общества»)
  17. Этапы развития отечественной теории и методики физической культуры. Развитие дифференцированных научных дисциплин, изучающих проблемы физической культуры и спорта. (Лекция: «Теория и методология совершенствования научных исследований физической культуры в основных сферах деятельности человека и общества»)
  18. Расширение предметной области теории и методики физического воспитания как основания для преобразования в теорию и методики физической культуры. Стратегические и актуальные цели физкультурно-спортивной науки в современном обществе. (Лекция: «Теория и методология совершенствования научных исследований физической культуры в основных сферах деятельности человека и общества»)
  19. Социальная обусловленность видов и разновидностей физической культуры и проблема их эффективности. Проблема конверсии технологий спортивной подготовки в теорию и практику массового физического воспитания. (Лекция: «Современные социокультурные проблемы науки о физической культуре»)
  20. Проблема формирования и эффективности организационных основ отечественной системы физического воспитания: исторический и современный аспекты. Современное состояние и перспективы развития физической культуры в высокоразвитых странах мирового сообщества. (лекция: «Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса»)
  21. Место и роль общего физкультурного образования в системе общего среднего образования. Факторы, обусловливающие возможность рассмотрения общего физкультурного образования в качестве своеобразной материальной основой всей системы общего образования. (лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»).
  22. Проблема эффективности традиционных для отечественной системы физического воспитания средств и методов. Научно-методические аспекты аккультурации заимствованных систем физических упражнений. (лекция: «Проблематика специальной теории и технологии спорта высших достижений»)
  23. Основные причины низкой эффективности системы физического воспитания школьников. Основные заблуждения в понимании проблем школьной физической культуры (по материалам работ В.П. Лукьяненко). (лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»).
  24. Научно-теоретические аспекты развития программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания. Антропологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития. (Лекция: «Важнейшие специализированные аспекты развития научных знаний в области физической культуры»)
  25. Проблема соответствия содержания закона РФ «О физической культуре и спорте» современной практике физической культуры и спорта. Научно-теоретические основы построения физического воспитания как многолетнего процесса, реализующегося на протяжении всей индивидуальной жизни человека. (лекция: «Проблематика специальной теории и технологии спорта высших достижений»)
  26. Современная теория обучения двигательным действиям. Современная теория управления движениями и её значение для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности. (Лекция: «Современные социокультурные проблемы науки о физической культуре»)
  27. Сущность эволюционного подхода в изучении физической культуры. Двигательная активность человека в свете эволюционного подхода и закономерности развития и утилизации двигательного потенциала индивида. (Лекция: «О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры»)
  28. Характерные черты развития российской физической культуры и её современное состояние. Зарождение и развитие отечественной школы теории и методики физического воспитания (труды П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, Г.А. Дюперрона, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева). (лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»)
  29. Современная система знаний, отражающая закономерности использования средств физической культуры с целью оздоровительных воздействий. Методологические аспекты построения современной теории физкультурно-оздоровительной деятельности. (лекция: «Социальное и физическое здоровье российской молодёжи: культурно-исторические, социально-экономические и геополитические аспекты»)
  30. Направления совершенствования системы физкультурно-оздоровительной тренировки и их научно-методическое обеспечение. (лекция: «Проблемы и перспективы развития науки в области оздоровительной физической культуры»)Проблема определения социально значимого результата физкультурно-оздоровительной деятельности.
  31. Проблема построения стратегии и тактики физкультурно-оздоровительной деятельности в зависимости от различного состояния здоровья занимающихся. Формирование эффективной долговременной адаптации в условиях повышения нагрузок в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. (лекция: «Проблемы и перспективы развития науки в области оздоровительной физической культуры»)
  32. Проблематика нормирования нагрузок, применяемых в занятиях с физкультурно-оздоровительной направленностью. Научно-теоретические основы управления процессом применения физкультурно-оздоровительных технологий. (лекция: «Проблемы и перспективы развития науки в области оздоровительной физической культуры»)
  33. Современные концепции оздоровительной физической культуры. Проблема определения понятия и общая характеристика оздоровительной физической культуры. (лекция: «Проблемы и перспективы развития науки в области оздоровительной физической культуры»)
  34. Виды, формы, направления оздоровительной физической культуры. Проблема травматизма в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и основные направления его профилактики. (лекция: «Проблемы и перспективы развития науки в области оздоровительной физической культуры»)
  35. Понятие, структура индивидуального здоровья, характеристика компонентов; основы комплексной диагностики индивидуального здоровья. Проблема сенситивных и критических периодов развития, их учет при занятиях физическими упражнениями с оздоровительной направленностью. (лекция: «Социальное и физическое здоровье российской молодёжи: культурно-исторические, социально-экономические и геополитические аспекты»)
  36. Сущность и содержание понятий: «физическое воспитание», «физическое развитие», «физкультурное образование», «физическая подготовка», «физкультурная деятельность», «спорт». Проблема неоднозначности понимания сущности и интерпретации ведущих понятий сферы ФК: "физическая культура", "физическое воспитание", "физкультурно-спортивная деятельность", "культура двигательной деятельности". (лекция: «Система базовых понятий, как важнейший элемент методологии науки в области физической культуры»)
  37. Проблема целеполагания и ее ключевое значение в определении основных направлений и перспектив развития физической культуры в современном обществе. Постановка адекватных целей, как важнейшее условие повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности в современных условиях. (лекция: «Проблема целеполагания в области физической культуры и пути её решения»)
  38. Определение исходных (базовых) понятий как одна из важнейших методологических основ любой науки.Проблема терминологического обеспечения развития физической культуры в современном обществе. (лекция: «Система базовых понятий, как важнейший элемент методологии науки в области физической культуры»)
  39. Проблематика повышения эффективности общего физкультурного образования. Проблема концептуального обеспечения процесса модернизации системы общего образования в области физической культуры. (лекция: «Проблематика специальной теории и технологии спорта высших достижений»)
  40. Зарождение научных школ и различных направлений исследований в области физической культуры в России. Философские аспекты теории физической культуры на современном этапе развития. (лекция: «История, современное состояние и перспективы развития науки в области физической культуры»).