Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

"Современные проблемы наук о физической культуре и спорте"

  1. Место и роль курса в системе магистерской подготовки по направлению физическая культура. Роль курса в формировании методологической составляющей в подготовке магистров.
  2. Проблемы возникновения науки и периодизации ее истории. Возникновение науки как один из важнейших результатов развития философского знания.
  3. Проблема как форма научного познания. Основные правила и условия, знание которых необходимо при формулировании проблемы, объекта, предмета научного исследования.
  4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки. Основные причины перехода от одной стадии к другой в развитии науки.
  5. Основы дифференциации наук и проблема единства научного знания. Факторы, вызывающие явления дифференциации и интеграции научного знания.
  6. Характерные черты современного этапа в развитии науки. Роль кибирнетики в развитии научного знания, начиная с середине 20-го века, факторы, определяющие потенциальные возможности дальнейшего развития современной науки.
  7. Происхождение гуманитарных наук и основные особенности социально-гуманитарного познания. Особенности соотношения гуманитарного и естественно-научного знания в современной науке.
  8. Понятия «наука», «теория науки». Взаимосвязь науки и практики, практики и познания. Взаимосвязь понятий «истина» и «наука».
  9. История возникновения и развития методологии как науки. Методологические основы построения теории физической культуры.
  10. История развития теории физической культуры как науки. Особенности и тенденции развития современной науки в области физической культуры.
  11. Функции науки в жизни общества. Значение научного знания в сфере физической культуры в жизни современного общества.
  12. Зарождение научных школ и различных направлений исследований в России. Роль высших учебных заведений в развитии отечественной науки о физической культуре и спорте.
  13. Интеграция и дифференциация научного знания о физической культуре и спорте. Зарождение новых научных дисциплин и исследовательских парадигм на современном этапе развития теории и практики физической культуры и спорта.
  14. Физическая культура как вид культуры личности и общества. Культурологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
  15. Соотношение телесного и духовного в древнегреческом понимании человека и его изменение в различные эпохи. Феномен человеческой телесности как объект междисциплинарного исследования.
  16. Формирование научно-теоретических основ физического воспитания в России. Объект и проблематика современной теории и методики физической культуры.
  17. Этапы развития отечественной теории и методики физической культуры. Развитие дифференцированных научных дисциплин, изучающих проблемы физической культуры и спорта.
  18. Расширение предметной области теории и методики физического воспитания как основания для преобразования в теорию и методики физической культуры. Стратегические и актуальные цели физкультурно-спортивной науки в современном обществе.
  19. Социальная обусловленность видов и разновидностей физической культуры и проблема их эффективности. Проблема конверсии технологий спортивной подготовки в теорию и практику массового физического воспитания.
  20. Проблема формирования и эффективности организационных основ отечественной системы физического воспитания: исторический и современный аспекты. Современное состояние и перспективы развития физической культуры в высокоразвитых странах мирового сообщества.
  21. Место и роль общего физкультурного образования в системе общего среднего образования. Факторы, обусловливающие возможность рассмотрения общего физкультурного образования в качестве своеобразной материальной основой всей системы общего образования.
  22. Проблема эффективности традиционных для отечественной системы физического воспитания средств и методов. Научно-методические аспекты аккультурации заимствованных систем физических упражнений.
  23. Основные причины низкой эффективности системы физического воспитания школьников. Основные заблуждения в понимании проблем школьной физической культуры (по материалам работ В.П. Лукьяненко).
  24. Научно-теоретические аспекты развития программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания. Антропологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
  25. Проблема соответствия содержания закона РФ «О физической культуре и спорте» современной практике физической культуры и спорта. Научно-теоретические основы построения физического воспитания как многолетнего процесса, реализующегося на протяжении всей индивидуальной жизни человека.
  26. Современная теория обучения двигательным действиям. Современная теория управления движениями и её значение для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.
  27. Сущность эволюционного подхода в изучении физической культуры. Двигательная активность человека в свете эволюционного подхода и закономерности развития и утилизации двигательного потенциала индивида.
  28. Характерные черты развития российской физической культуры и её современное состояние. Зарождение и развитие отечественной школы теории и методики физического воспитания (труды П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, Г.А. Дюперрона, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева).
  29. Современная система знаний, отражающая закономерности использования средств физической культуры с целью оздоровительных воздействий. Методологические аспекты построения современной теории физкультурно-оздоровительной деятельности.
  30. Направления совершенствования системы физкультурно-оздоровительной тренировки и их научно-методическое обеспечение. Проблема определения социально значимого результата физкультурно-оздоровительной деятельности.
  31. Проблема построения стратегии и тактики физкультурно-оздоровительной деятельности в зависимости от различного состояния здоровья занимающихся. Формирование эффективной долговременной адаптации в условиях повышения нагрузок в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
  32. Проблематика нормирования нагрузок, применяемых в занятиях с физкультурно-оздоровительной направленностью. Научно-теоретические основы управления процессом применения физкультурно-оздоровительных технологий.
  33. Современные концепции оздоровительной физической культуры. Проблема определения понятия и общая характеристика оздоровительной физической культуры.
  34. Виды, формы, направления оздоровительной физической культуры. Проблема травматизма в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и основные направления его профилактики.
  35. Понятие, структура индивидуального здоровья, характеристика компонентов; основы комплексной диагностики индивидуального здоровья. Проблема сенситивных и критических периодов развития, их учет при занятиях физическими упражнениями с оздоровительной направленностью.
  36. Сущность и содержание понятий: «физическое воспитание», «физическое развитие», «физкультурное образование», «физическая подготовка», «физкультурная деятельность», «спорт». Проблема неоднозначности понимания сущности и интерпретации ведущих понятий сферы ФК: "физическая культура", "физическое воспитание", "физкультурно-спортивная деятельность", "культура двигательной деятельности".
  37. Проблема целеполагания и ее ключевое значение в определении основных направлений и перспектив развития физической культуры в современном обществе. Постановка адекватных целей, как важнейшее условие повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности в современных условиях.
  38. Определение исходных (базовых) понятий как одна из важнейших методологических основ любой науки.Проблема терминологического обеспечения развития физической культуры в современном обществе.
  39. Проблематика повышения эффективности общего физкультурного образования. Проблема концептуального обеспечения процесса модернизации системы общего образования в области физической культуры.
  40. Зарождение научных школ и различных направлений исследований в области физической культуры в России. Философские аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.