Вопросы к собеседованию по дисциплине "Введение в профессиональную деятельность"
- Значение правильного выбора профессии в жизни человека
- Место и роль данной дисциплины «Ведение в профессиональную деятельность» в системе подготовки специалистов в области физической культуры.
- Цель и задачи дисциплины «Введение в профессиональную деятельность».
- Современная структура общего и высшего профессионального образования в России
- Специфические особенности многоуровневой системы профессионального образования.
- Определение понятий «Образовательный стандарт», «Профессия», «Образование», «Специальность», «Специализация», «Квалификация», «Призвание».
- Сущность педагогической профессии в области физической культуры
- Предпосылки становления отечественного физкультурного образования.
- Краткая история становления и развития профессионального физкультурного образования
- Сущность и структура специального (профессионального) образования в области физической культуры
- Специфика содержания высшего образования в области физической культуры
- Государственный образовательный стандарт профессионального образования в области физической культуры: структура и основное предназначение
- Краткая история факультета физической культуры СКФУ
- Роль физической культуры в жизни общества
- Парадоксы влияния научно-технического прогресса на физическую природу человека
- Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности
- Значение занятий физическими упражнениями для сохранения и укрепления здоровья человека
- Основные тенденции развития образования в современном обществе
- Основные противоречия в развитии высшей школы
- Образование как статусная и стилевая дифференциация социальной позиции
- Образование для будущего: Стратегия развития высшего образования в XXI веке
- Важнейшие общие положения, характеризующие наиболее оптимальные условия учебного труда и быта студентов
- Условия, определяющие успешность учебы в вузе
- Основные причины возникновения трудностей учебы у первокурсников
- Характеристика трудностей, влияющих на качество учебной работы студентов
- Основные формы процесса адаптации студентов к учебной деятельности
- Краткая характеристика основных видов учебной деятельности студентов
- Специфические особенности студенческого коллектива, отличающие его от любого другого молодежного коллектива
- Особенности типологии студентов по характеру отношения к образовательной деятельности
- Характеристика основных прав и обязанностей студентов
- Какие свойства характеризуют учителя как субъекта педагогической деятельности. Приведите пример талантливого учителя из вашей школьной жизни. Можно ли «научить педагогическому таланту»?
- Почему педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую и культурологическую направленность?
- Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры учителя?
- Охарактеризуйте сложившиеся в науке подходы к пониманию сущности педагогической культуры?
- Какие пути формирования профессионально-педагогической культуры учителя известны вам?
- Перечислите и дайте краткую характеристику основным компонентам профессионально-педагогической культуры учителя.
- Какими нормативными документами должен руководствоваться учитель в своей профессиональной работе?
- Перечислите важнейшие, на ваш взгляд, права учителя и укажите пути их реализации и защиты.
- Какой из стилей общения с обучающимися наиболее импонирует Вам как будущему педагогу?
- Какие требования (правила) должен соблюдать студент во время лекции, чтобы качество усвоения информации было высоким?
- Раскройте структуру профессиональной компетентности педагога
- Какие компоненты составляют содержание теоретической готовности учители вообще и учителя физической культуры – в частности?
- Назовите умения, которые составляют содержание практической готовности учителя вообще и учителя физической культуры – в частности?
- Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры учителя физической культуры.
- Проанализируйте стили деятельности Ваших школьных учителей. Дайте наиболее яркий пример какого-нибудь из них.
- Какую роль в определении профессиональной пригодности будущего учителя играет вузовский период его профессиональной подготовки? Чем обусловлен Ваш профессиональный выбор?
- Охарактеризуйте, какие, на ваш взгляд, факторы играют решающую роль в адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе.
- Что понимается под непрерывным педагогическим образованием? Указать и дать комментарий по его уровням.
- Дайте краткую характеристику содержания современного педагогического образования в России в целом и в области физической культуры – в частности.
- Какие блоки учебных дисциплин входят в учебные планы высших педагогических учебных заведений физкультурного профиля? Каково назначение каждого блока?
- Охарактеризуйте наиболее яркие качества педагога-мастера, которого Вы могли наблюдать в своей жизни. Мысленно «примерьте» их применительно к особенностям своей личности. Определите вероятность и возможность заимствования данного опыта в своей предстоящей профессиональной деятельности.
- Соотношение понятий «профессиональная компетентность» и «педагогическое мастерство»
- Сущность профессиональной педагогической деятельности. Профессиограмма педагога.
- Понятия «профессия» и «специальность». Классификация профессий.
- Понятие «педагогическая культура». Базовые компоненты педагогической культуры. Педагогический такт.
- Научная эрудиция и ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.
- Система образования в современной России: резервы и тенденции развития.
- Составьте из лучших качеств учителя свой профессиональный идеал современного педагога.
- Дайте оценку профессионально значимых качеств (ПЗЛК) своей личности. Оцените, как у вас проявляются (ярко, средне, слабо) следующие из них: эрудиция (общепедагогическая); целеустремленность; самообладание; педагогический такт; социальная активность; общительность; требовательность к себе, самокритичность.
- В чем состоит принципиальное отличие преподавания и воспитательной работы?
- Перечислите виды педагогической деятельности. Какие из них являются основными и почему?
- Какие блоки входят в систему общепедагогических знаний?
- Что включает в себя система общепедагогических умений и навыков?
- Почему дисциплины психолого-педагогического цикла являются ядром общепедагогической подготовки студентов?
- Дайте определение понятия «Государственный стандарт высшего педагогического образования», его структура и основное предназначение.
- Перечислите и раскройте основные требования, предъявляемые ФГОС ВО к специалисту-педагогу.
- Что означает «правильно выбрать профессию»? Перечислите важнейшие факторы, определяющие выбор профессии. Какие из этих факторов определили ваш собственный выбор профессии педагога?
- Почему профессиональная ориентация школьников особенно важна при выборе учительской профессии? Назовите основные компоненты профессиональной ориентации?
- Какие функциональные обязанности выполняет педагог? Какими профессиональными умениями должен владеть владеет?
- Какие личностные качества воспитателя обеспечивают успех его деятельности, а какие, напротив, вызывают трудности?
- Дайте характеристику специализации, которую вы приобрета¬ете в процессе профессионального образования. Объясните, насколь¬ко она необходима для современного общеобразовательного учреждения, и насколько от¬вечает вашим интересам и способностям.
- Найдите сходство и различия в понятиях «мастерство», «творчество», «профессионализм», «новаторство»
- Что такое активная познавательная и развивающая деятельность?
- Зачем необходимо стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
- Кого Вы бы могли назвать «учителем от Бога». Расскажите о самом значительном педагогическом впечатлении Вашей жизни.
- Попытайтесь сформулировать, какие личностные и профессиональные качества должны быть присущи современному педагогу.
- В чем заключаются наиболее существенные изменения отечественной системы образования за последние десять, двадцать, пятьдесят лет?
- Поясните на примерах, как проявляются следующие принципы современного образования: доступность, гуманистическая направленность, вариативность, непрерывность, социальное партнерство
- Дайте определения понятиям: педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая культура и педагогическое творчество.
- Дайте определение понятию «образовательная деятельность». Кто является ее субъектом или объектом? Обучающийся – это объект или субъект образовательной деятельности. Аргументируйте Ваше мнение.