Примерная программа по развитию физической культуры и спорта, олимпийского движения

Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. (А. В. Луначарский)

    Актуальность программы

    В настоящее время, успешное развитие физической культуры, массового спорта, олимпийского движения имеет приоритетное значение для укрепления здоровья граждан, повышения качества их жизни и, в связи с этим, является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие государства. Большие надежды возлагаются на общеобразовательные учреждения, которые должны совершенствовать систему физического воспитания школьников, активизируя олимпийское образование, пропагандирую наряду со здоровым образом жизни, основополагающие принципы олимпизма, распространяя тем самым это направление. Ещё более пристальное внимание к совершенствованию системы физкультурно-спортивного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений стало уделяться в условиях высокого рейтинга выступления наших спортсменов на XXII Олимпийских зимних играх, успешно проведенных в г. Сочи. В этих условиях физкультурно-спортивное воспитание подрастающего поколения должно стать выше по качеству его организации, а в частности:

  • учебной работы по предмету «Физическая культура». Именно урок физической культуры, как основная форма физического воспитания, охватывающая всех учащихся школы, призван способствовать повышению уровня физкультурной, олимпийской образованности подрастающего поколения. В достижении такого результата трудно переоценить роль высокого уровня подлинного образования, которое не сводится сегодня к процедурам двигательного натаскивания, а предполагает вооружение учащихся глубокими специальными знаниями, способами воздействия физическими упражнениями на свой организм с целью укрепления здоровья, оптимизации его состояния в процессе жизнедеятельности;
  • внеурочной деятельности по развитию олимпийского движения, пропаганде здорового образа жизни. Организация процесса урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию школьников, повышению олимпийского образования, требует от специалистов по физической культуре применения инновационных программ, современных методик и технологий, что позволит достичь не только определенных результатов по совершенствованию процесса физического воспитания, развитию олимпийского движения, повышению уровня общего образования в сфере физической культуры, но и достичь значительных успехов в решении таких стратегически важных, социально значимых задач, как: достижение высокого уровня физической культуры личности школьников, который, в свою очередь, выступает в качестве важнейшего фактора укрепления здоровья и повышения уровня двигательной подготовленности населения России.
В связи с этим целью реализации программы является: содействие развитию олимпийского движения в школьной среде и формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

   Задачи:

  • Разработать программу физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования учащихся начальной школы.
  • Определить уровень сформированности у учащихся мотивационно-ценностных и потребностных установок к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • Приобщать учащихся к ценностям олимпизма, профессиональным занятиям олимпийскими видами спорта.
  • Организовать проведение мониторинга состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
  • Определить влияние программы физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования на формирование ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью, как главной жизненной ценности.

    Программа является:

  • личностно-ориентированной (направлена на физическое совершенствование каждого ученика с учетом его индивидуальных данных физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья, повышение уровня олимпийского образования, образования в области физической культуры и спорта);
  • креативная (предполагает применение инновационных программ, методик и технологий, исследовательской деятельности, активизацию творческой деятельности учащихся совместно с родителями и индивидуальную: создание буклетов, видеороликов, презентаций о пропаганде здорового образа жизни, занятий спортом, олимпийского движения и др.);
  • практико-ориентированная (организация, проведение спортивных праздников, дней здоровья, соревнований и т.д.).
  • по типу предметно содержательной области - метапредметная, т.к. затрагивает разнообразные виды образовательной деятельности (историю, математику, географию, биологию и т.д.);
  • по характеру контактов – инновационная, предполагает преобразования, как в пределах образовательного пространства школы, так и связь с организациями дополнительного образования и семьями учащихся;
  • по продолжительности долгосрочная.

    Сроки реализации программы Программа рассчитана на реализацию в течение ... лет

    1 этап – подготовительный :

  • сформировать группу педагогических работников, специалистов для работы по данной программе, распределение обязанностей между ними;
  • познакомить учителей с технологиями, методиками, позволяющими качественно построить учебно-воспитательный процесс по реализации программы;
  • разработка программы физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования учащихся начальной школы;
  • стимулировать творческую деятельность учителей через создание проектов, исследовательских работ и др.;
  • организовать проведение мониторинга состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся;
  • определение уровня сформированности у учащихся начальной школы мотивационно-ценностных и потребностных установок к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • выявление процента учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

    2 этап - основной:

  • реализация содержания программы «Планета спорта»;
  • проведение мониторинга состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

   3 этап - обобщающе-аналитический:

  • подведение итогов мониторинга состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся;
  • определить уровень сформированности у учащихся мотивационно-ценностных и потребностных установок к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • выявление процента учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • изучение эффективности реализации программы «Планета спорта» на совершенствование процесса физкультурно-спортивного воспитания школьников, формирования ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровому образу жизни;
  • провести корректировку программы.

    Содержание программы

   В результате реализации программы предполагаются следующие изменения:

  • организационные (работа методического объединения классных руководителей, учителей физической культуры, налаживание связи с: педагогами дополнительного образования, сотрудничество с администрацией школы, детской спортивной школой, станцией юных туристов, станцией юных натуралистов);
  • информационные(сбор, обработка, анализ необходимой информации для реализации программы, знакомство педагогического коллектива и других участников программы с её целью, задачами, содержанием и планируемыми результатами);
  • мотивационные действия, призванные сформировать положительное отношение участников учебно-воспитательного процесса к организации и реализации программы;
  • нормативно-правовые(подготовка документов, регламентирующего характера);
  • научно-методические (создание научно – методического обеспечения реализации программы, методических памяток, инструкций, рекомендаций и др.).

Деятельность по реализации содержания программы физкультурно-спортивного образования учащихся

Урочная Внеурочная
Подпрограмма «Олимпийское и паралимпийское движение» Система уроков по вооружению и закреплению знаний по олимпийскому образованию (уроки-диспуты, уроки демонстрации презентаций, проблемные уроки, уроки - защиты роликов пропагандирующих здоровый образ жизни, занятия спортом). Творческое направление. Конкурсы: «Самый здоровый класс», презентаций, видеороликов, буклетов, плакатов, лозунгов. Тематические конкурсы рисунков, плакатов, сочинений и др. творческих работ учащихся.
Элементы спортивных игр. Подвижные игры. Изучение, навыки организации, проведения и судейства. Спортивно - массовое направление «Президентские состязания», выполнение нормативов ГТО. Соревнования по видам спорта, Спортивные праздники. Дни здоровья, «Школьные олимпийские игры». Конкурс «Самый спортивный класс». Тематические эстафеты («Профессия - спортсмен», «Олимпийские зимние виды спорта», «Олимпийские летние виды спорта»). Создание банка данных «Рекорды школы», «Лучшие спортсмены» и т.д.
Элементы новых форм физической культуры. Скиппинг, степ-аэробика, фитнес, стретчинг. Физкультурно-оздоровительное направление Гимнастика до уроков. Физкультминутки на уроках. Подвижные перемены. Динамический час. Режим дня школьника.
Рубрика «Это интересно!» Знакомство с основными и дополнительными средствами физического воспитания. Семейное направление. Фотогазеты. Походы выходного дня. Совместные круглые столы. Размещение материалов на сайте школы, в школьной газете «ЧИЖ» Спортивный праздник «За здоровьем всей семьей».
Подпрограмма «Сам себе тренер». Вооружение умениями самостоятельной организации занятий физическими упражнениями, применении средств физического воспитания в повседневной жизни, осуществление самоконтроля за физической нагрузкой во время этих занятий. Познавательное направление. Марафон «Я знаю! Я могу!». Встречи с выдающимися спортсменами, победителями, призерами и участниками Олимпийских игр.Часы общения. Викторины. Конкурсы стихотворений, сочинений, эссе, мини-сочинений и т.д. Олимпиады, соревнования, конкурсы-игры по физической культуре.
Домашние задания - просмотр спортивных новостей, олимпиад, соревнований, поиск дополнительной информации, использование Интернет-ресурсов и др.; - рисунки, плакаты, пропагандирующие семейные занятия физической культурой и спортом, сочинения «Если бы я был учителем физической культуры», «Хочу знать и уметь», «Я – начинающий спортсмен», «Спорт и Я» и др.

    Наряду с общепедагогическими и специфическими методами обучения, используются проблемные, частично-поисковые, исследовательские и видео-методы. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР с текстовой, визуальной, аудио и видео информацией), ИКТ-технологии. Технологии «дебаты» и обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа), игрового обучения (ролевые, обучающие игры).

   Реализация элементов программ: «Расти здоровым» (В.В. Колбанов), «Здоровье» (В.Н. Касаткина), «Творим здоровье души и тела» (Л.И. Латохина); проекта учебно-методического комплекса «Физическая культура» для основной школы (Международный олимпийский университет, АНО «Оргкомитет «Сочи 2012» Департамент образования www.Sochi2014.com)и др.

   Содержание программы направлено на вооружение и закрепление у учащихся знаний: об олимпийских зимних и летних играх, о паралимпийских играх, универсиадах, их истории, ценностей, принципов, о видах спорта и новых формах физической культуры; о средствах физического воспитания, спортивной подготовки и их применения, о способах сохранения и укрепления своего здоровья. Включение тем по олимпийскому образованию в учебно-тематический план по предметам учебного плана школы.

   Системная работа на ступени начального общего образо¬вания по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимо-связанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-спортивного воспитания, просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать фор¬мированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению их здоровья.

Деятельность по реализации содержания программы физкультурно-спортивного образования учащихся

Формирование здорового и безопасного образа жизни
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы Реализация дополнительных образовательных программ Просветительская работа с родителями (законными представителями)

   Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования (ФГОС), с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

   Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

   Одним из компонентов формирования культуры здорово¬го и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучаю¬щихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    Ресурсное обеспечение программы

   Например: ОУ является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением города ... Здание школы ... года постройки, двухэтажное. Техническое состояние здания - удовлетворительное.

   Проект здания не соответствует современным требованиям, поэтому в школе не хватает подсобных помещений и второго спортивного зала. Имеется водопровод, центральное отопление. Имеются: спортивный зал, игровая комната, библиотека, медицинский кабинет, спортивная площадка, компьютерный кабинет (наличие доступа к сети Internet), .. кабинетов. Помещения оснащены необходимым оборудованием, обеспечены школьной разноростовой мебелью в соответствии с нормами СанПин. Медицинский кабинет оснащен оборудованием и медикаментами.

    Ожидаемые результаты программы

   Планируемыми результатами реализации программы является:

  • совершенствование процесса физкультурно-спортивного воспитания учащихся, повышение уровня образованности в сфере физической культуры, спорта, олимпийского образования;
  • повышение уровня сформированности мотивационно-ценностных и потребностных установок к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 80% учащихся школы (спортивные секции, кружки);
  • привлечение числа родителей, учителей, администрации, персонала школы к занятиям физической культурой и спортом до 50%;
  • положительная динамика мониторинга состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся;
  • обеспечение недельного двигательного режима учащихся (не менее 8 часов в неделю).
В рамках реализации программы планируется создать:
  • сборник игр с элементами олимпийских зимних и летних игр, новых форм занятий физической культурой и спортом;
  • брошюру «Здоровье – это…»;