ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
материалы учебного пособия: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ.культуры. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 144 с.
Контрольные вопросы
- Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций, называется:
- учением
- преподаванием
- воспитанием
- обучением
- Система движений, объединенная смысловыми двигательными задачами, называется:
- двигательными действиями
- спортивной техникой
- подвижной игрой
- физическими упражнениями
- Педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а также связанных с этим процессом знаний, называется:
- физическим образованием;
- физическим воспитанием;
- физическим развитием;
- физической культурой.
- Оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:
- двигательным умением;
- техническим мастерством;
- Двигательной одаренностью;
- Двигательным навыком.
- Из перечисленных пунктов: 1) нестабильность, 2) слитность,3) неустойчивость, 4) автоматизированность, 5) излишние мышечные затраты, 6) экономичность — укажите те, которые являются характерными (отличительными) признаками двигательного умения:
- 2, 4;
- 1, 3, 5;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6;
- 1, 2, 6.
- Основным отличительным признаком двигательного навыка является:
- нестабильность в выполнении двигательного действия;
- постоянная сосредоточенность внимания на технике выполнения двигательного действия;
- автоматизированность управления двигательными действиями;
- неустойчивость к действию сбивающих факторов (встречный ветер, дождь, плохое освещение мест занятий, шум в зале, на стадионе и т. п.).
- Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) врожденные способности занимающегося, 2) возраст занимающегося (ученика), 3) координационная сложность двигательного действия, 4) профессиональная компетенция преподавателя, 5) уровень мотивации, сознательности и критического мышления занимающегося (ученика). Решающая роль, определяющая не только сроки, но и качество освоения двигательных действий, принадлежит:
- 4, 5;
- 1, 2;
- 3;
- 1,2,3.4,5.
- Весь процесс обучения любому двигательному действию включает в себя ..., которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
- три этапа;
- четыре этапа;
- два этапа;
- пять этапов.
- Цель обучения на этапе начального разучивания техники двигательного действия:
- сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах;
- завершить формирование двигательного умения;
- детализировано освоить и закрепить технику изучаемого двигательного действия;
- достижение слитности и стабильности выполнения фаз и частей техники изучаемого двигательного действия
- Обучение двигательному действию начинается с:
- создания общего первоначального представления (смыслового и зрительного) о двигательном действии и способе его выполнения;
- непосредственного разучивания техники двигательного действия по частям;
- непосредственного разучивания техники двигательного действия в целом;
- разучивания общеподготовительных упражнений.
- На этапе начального разучивания двигательного действия наиболее типичным (т. е. имеющим массовый характер) является:
- непроизвольная напряженность мускулатуры у учеников и связанная с ней общая скованность движений, их неточность (по амплитуде и направлению);
- стабильность, слитность, надежность исполнения учениками двигательного действия;
- минимальный контроль со стороны сознания обучающихся за управлением движениями (регулирование прилагаемых усилий, быстроты выполнения и направления движения);
- высокая степень координации и автоматизации движений.
- В рамках одного занятия на этапе начального разучивания техники двигательного действия обучение движениям необходимо осуществлять:
- в подготовительной части занятия;
- в начале основной части занятия;
- в середине основной части занятия;
- в конце основной части занятия.
- Приступая к непосредственному разучиванию техники двигательного действия, преподаватель в первую очередь намечает ведущий метод разучивания. Если действие сравнительно несложное по технике, его лучше осваивать:
- сразу в целостном исполнении (метод целостно-конструктивного упражнения);
- по частям с последующим объединением отдельных частей в целое (расчлененно-конструктивный метод);
- в различных игровых ситуациях (игровой метод обучения);
- в различных соревновательных ситуациях: «кто правильнее», «кто точнее», «кто лучше» и т.п. (соревновательный метод обучения).
- Каким методом обучения преимущественно пользуются на тапе начального разучивания техники сложного двигательного действия?
- методом стандартно-интервального упражнения
- методом сопряженного воздействия;
- расчлененно-конструктивным методом;
- методом целостно-конструктивного упражнения.
- В процессе обучения двигательным действиям наибольшее количество двигательных ошибок допускается занимающимися:
- на этапе начального разучивания техники двигательного действия;
- на этапе углубленного разучивания техники двигательной действия;
- на этапе совершенствования двигательного действия;
- на этапе взаимодействия различных по структуре двигательных навыков.
- Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) недостаточная общая физическая подготовленность занимающегося (ученика); 2) уменьшение в занятии числа учебных заданий и количества их повторений; 3) неуверенность занимающегося в своих силах, отсутствие решительности; 4) увеличение интервалов отдыха между повторениями двигательного действия; 5) нарушение требований к организации занятия (урока), ведущее, в частности, к преждевременному утомлению занимающихся. Причинами двигательных ошибок на стадии формирования у занимающихся первоначального двигательного умения являются:
- 1, 3, 5;
- 2, 4;
- 1, 2;
- 1, 2, 3, 4, 5.
- Из перечисленных задач выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) разучить технику двигательного действия (в целом и по частям); 2) устранить грубые ошибки, обуславливающие невыполнение действия или его значительное искажение; 3) достижение слитности фаз и частей техники двигательного действия; 4) обучение разным вариантам техники действия; 5) формирование умений применять изученное действие в различных условиях и ситуациях. Частными педагогическими задачами на этапе совершенствования двигательного действия являются:
- 4, 5;
- 1, 2;
- 1, 3, 5;
- 1, 2, 3, 4, 5.
- Этап совершенствования двигательного действия продолжается:
- от 3 до 5 месяцев;
- 1 год;
- 2-3 года;
- на протяжении всего времени занятии в избранном направлении физического воспитания.
- Совокупность средств, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование, называется:
- методикой обучения;
- физической культурой;
- физическим образованием;
- физическим воспитанием.
- Двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям, называются:
- физическими упражнениями;
- подвижными играми;
- двигательными умениями;
- физическим совершенствованием.
- Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, называются:
- методами обучения;
- двигательными действиями;
- методиками обучения;
- учением и преподаванием.
- Обобщенные положения, система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и особенности организации учебного процесса - это:
- принципы обучения;
- теория обучения;
- концепция обучения;
- обучение;
- профессионально-педагогическое мастерство.
- В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос двигательных навыков. Основным условием положительного переноса навыка является
- высокий уровень профессионального мастерства учителя физической культуры, преподавателя физического воспитания, Репера по виду спорта;
- наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий;
- соблюдение принципа сознательности и активности;
- учет индивидуальных особенностей занимающихся.
Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям»
Этапы обучения (названия) Цель этапа обучения Основные педагогические задачи этапа - Эффективность процесса обучения двигательным действиям, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависит от:
- Укажите, в какой методической последовательности осуществляется овладение двигательным действием. Дайте краткую характеристику:
- На первом этапе обучения двигательным действиям (этап начального разучивания) занимающимися допускается больше всего двигательных ошибок, причинами которых являются:
- Укажите наиболее распространенные правила исправления ошибок при обучении занимающихся двигательным действиям:
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов. Перечислите эти законы и дайте им характеристику (заполните таблицу).
Законы формирования двигательного навыка Характеристика закона При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения). Дайте характеристику этим фазам (заполните таблицу).
Характеристика фаз протекания нервных процессов при формировании двигательного навыка Первая фаза Вторая фаза Третья фаза
Задания для самостоятельной работы