ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

материалы учебного пособия: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ.культуры. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 144 с.

Контрольные вопросы

  1. Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций, называется:
    • учением
    • преподаванием
    • воспитанием
    • обучением
  2. Система движений, объединенная смысловыми двигательными задачами, называется:
    • двигательными действиями
    • спортивной техникой
    • подвижной игрой
    • физическими упражнениями
  3. Педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а также связанных с этим процессом знаний, называется:
    • физическим образованием;
    • физическим воспитанием;
    • физическим развитием;
    • физической культурой.
  4. Оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:
    • двигательным умением;
    • техническим мастерством;
    • Двигательной одаренностью;
    • Двигательным навыком.
  5. Из перечисленных пунктов: 1) нестабильность, 2) слитность,3) неустойчивость, 4) автоматизированность, 5) излишние мышечные затраты, 6) экономичность — укажите те, которые являются характерными (отличительными) признаками двигательного умения:
    • 2, 4;
    • 1, 3, 5;
    • 1, 2, 3, 4, 5, 6;
    • 1, 2, 6.
  6. Основным отличительным признаком двигательного навыка является:
    • нестабильность в выполнении двигательного действия;
    • постоянная сосредоточенность внимания на технике выполнения двигательного действия;
    • автоматизированность управления двигательными действиями;
    • неустойчивость к действию сбивающих факторов (встречный ветер, дождь, плохое освещение мест занятий, шум в зале, на стадионе и т. п.).
  7. Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) врожденные способности занимающегося, 2) возраст занимающегося (ученика), 3) координационная сложность двигательного действия, 4) профессиональная компетенция преподавателя, 5) уровень мотивации, сознательности и критического мышления занимающегося (ученика). Решающая роль, определяющая не только сроки, но и качество освоения двигательных действий, принадлежит:
    • 4, 5;
    • 1, 2;
    • 3;
    • 1,2,3.4,5.
  8. Весь процесс обучения любому двигательному действию включает в себя ..., которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
    • три этапа;
    • четыре этапа;
    • два этапа;
    • пять этапов.
  9. Цель обучения на этапе начального разучивания техники двигательного действия:
    • сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах;
    • завершить формирование двигательного умения;
    • детализировано освоить и закрепить технику изучаемого двигательного действия;
    • достижение слитности и стабильности выполнения фаз и частей техники изучаемого двигательного действия
  10. Обучение двигательному действию начинается с:
    • создания общего первоначального представления (смыслового и зрительного) о двигательном действии и способе его выполнения;
    • непосредственного разучивания техники двигательного действия по частям;
    • непосредственного разучивания техники двигательного действия в целом;
    • разучивания общеподготовительных упражнений.
  11. На этапе начального разучивания двигательного действия наиболее типичным (т. е. имеющим массовый характер) является:
    • непроизвольная напряженность мускулатуры у учеников и связанная с ней общая скованность движений, их неточность (по амплитуде и направлению);
    • стабильность, слитность, надежность исполнения учениками двигательного действия;
    • минимальный контроль со стороны сознания обучающихся за управлением движениями (регулирование прилагаемых усилий, быстроты выполнения и направления движения);
    • высокая степень координации и автоматизации движений.
  12. В рамках одного занятия на этапе начального разучивания техники двигательного действия обучение движениям необходимо осуществлять:
    • в подготовительной части занятия;
    • в начале основной части занятия;
    • в середине основной части занятия;
    • в конце основной части занятия.
  13. Приступая к непосредственному разучиванию техники двигательного действия, преподаватель в первую очередь намечает ведущий метод разучивания. Если действие сравнительно несложное по технике, его лучше осваивать:
    • сразу в целостном исполнении (метод целостно-конструктивного упражнения);
    • по частям с последующим объединением отдельных частей в целое (расчлененно-конструктивный метод);
    • в различных игровых ситуациях (игровой метод обучения);
    • в различных соревновательных ситуациях: «кто правильнее», «кто точнее», «кто лучше» и т.п. (соревновательный метод обучения).
  14. Каким методом обучения преимущественно пользуются на тапе начального разучивания техники сложного двигательного действия?
    • методом стандартно-интервального упражнения
    • методом сопряженного воздействия;
    • расчлененно-конструктивным методом;
    • методом целостно-конструктивного упражнения.
  15. В процессе обучения двигательным действиям наибольшее количество двигательных ошибок допускается занимающимися:
    • на этапе начального разучивания техники двигательного действия;
    • на этапе углубленного разучивания техники двигательной действия;
    • на этапе совершенствования двигательного действия;
    • на этапе взаимодействия различных по структуре двигательных навыков.
  16. Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) недостаточная общая физическая подготовленность занимающегося (ученика); 2) уменьшение в занятии числа учебных заданий и количества их повторений; 3) неуверенность занимающегося в своих силах, отсутствие решительности; 4) увеличение интервалов отдыха между повторениями двигательного действия; 5) нарушение требований к организации занятия (урока), ведущее, в частности, к преждевременному утомлению занимающихся. Причинами двигательных ошибок на стадии формирования у занимающихся первоначального двигательного умения являются:
    • 1, 3, 5;
    • 2, 4;
    • 1, 2;
    • 1, 2, 3, 4, 5.
  17. Из перечисленных задач выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) разучить технику двигательного действия (в целом и по частям); 2) устранить грубые ошибки, обуславливающие невыполнение действия или его значительное искажение; 3) достижение слитности фаз и частей техники двигательного действия; 4) обучение разным вариантам техники действия; 5) формирование умений применять изученное действие в различных условиях и ситуациях. Частными педагогическими задачами на этапе совершенствования двигательного действия являются:
    • 4, 5;
    • 1, 2;
    • 1, 3, 5;
    • 1, 2, 3, 4, 5.
  18. Этап совершенствования двигательного действия продолжается:
    • от 3 до 5 месяцев;
    • 1 год;
    • 2-3 года;
    • на протяжении всего времени занятии в избранном направлении физического воспитания.
  19. Совокупность средств, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование, называется:
    • методикой обучения;
    • физической культурой;
    • физическим образованием;
    • физическим воспитанием.
  20. Двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям, называются:
    • физическими упражнениями;
    • подвижными играми;
    • двигательными умениями;
    • физическим совершенствованием.
  21. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, называются:
    • методами обучения;
    • двигательными действиями;
    • методиками обучения;
    • учением и преподаванием.
  22. Обобщенные положения, система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и особенности организации учебного процесса - это:
    • принципы обучения;
    • теория обучения;
    • концепция обучения;
    • обучение;
    • профессионально-педагогическое мастерство.
  23. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос двигательных навыков. Основным условием положительного переноса навыка является
    • высокий уровень профессионального мастерства учителя физической культуры, преподавателя физического воспитания, Репера по виду спорта;
    • наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий;
    • соблюдение принципа сознательности и активности;
    • учет индивидуальных особенностей занимающихся.
  24. Задания для самостоятельной работы

    1. Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям»

      Этапы обучения (названия) Цель этапа обучения Основные педагогические задачи этапа
    2. Эффективность процесса обучения двигательным действиям, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависит от:
    3. Укажите, в какой методической последовательности осуществляется овладение двигательным действием. Дайте краткую характеристику:
    4. На первом этапе обучения двигательным действиям (этап начального разучивания) занимающимися допускается больше всего двигательных ошибок, причинами которых являются:
    5. Укажите наиболее распространенные правила исправления ошибок при обучении занимающихся двигательным действиям:
    6. Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов. Перечислите эти законы и дайте им характеристику (заполните таблицу).

      Законы формирования двигательного навыка Характеристика закона
    7. При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения). Дайте характеристику этим фазам (заполните таблицу).

      Характеристика фаз протекания нервных процессов при формировании двигательного навыка
      Первая фаза Вторая фаза Третья фаза