д.п.н., профессор В. Лукьяненко
к.п.н. Н. Муханова

28.03.2020 год

НАКИПЕЛО

ПОЧЕМУ В РОССИИ УНИЖАЮТ УЧИТЕЛЕЙ?

Причина: Получающий всё большее распространение стиль руководства в современной школе – держать коллектив учителей в постоянной узде, временами откровеннейшим образом, унижающей их человеческое достоинство

   Во многих сферах профессиональной деятельности социальные сети и, особенно, «WhatsApp» превращены в некую своеобразную "узду".

   Как отмечает наше руководство, в настоящее время, особенно в условиях противодействий распространению коронавируса, любое сообщение в "WhatsApp" - это приказ и не дай Бог на него не отреагировать. При этом телефон каждый должен постоянно держать при себе и реагировать мгновенно. Каждое сообщение всех членов коллектива фиксируется "под галочку".

   Настало время издания каких-то правил о регламенте распоряжений руководства по "WhatsApp" и другим соцсетям.  Интересно, как к этому отнесутся в Министерстве Просвещения, юристы, да и вообще, здравомыслящие люди?

   Следует отметить, что автор данного обращения не против использования социальных сетей и "WhatsApp" в управлении производственными отношениями. Но при этом необходимо соблюдение определённой меры. Ведь социальные сети и "WhatsApp" относятся к личному пространству человека.

   То, что происходит сегодня, не укладывается в рамки здравого смысла. "WhatsApp" - это беспрерывное, а временами унизительное понукание, некая дополнительная узда,унижающая человеческое достоинство.

   Воспитателям, учителям, педагогам не дают отдыха. А для того, чтобы человек качественно выполнял свои профессиональные обязанности (а учитель тоже человек), ему нужен полноценный отдых и полноценное личное пространство, где он мог бы посвятить себя другим интересам, потребностям, другим делам, которых помимо работы у каждого человека, как правило, очень много. Классный час провели - отправьте фотографии, отправили информацию родителям - отпишитесь, проинформировали обучающихся - отпишитесь, распишитесь, с другой информацией ознакомились - отпишитесь, проголосовали на выборах-отзвонитесь, пришли на городской праздник - отметьтесь, беседу провели - отправьте фотографию, на сайте зарегистрировались - отправьте скриншот страницы, ознакомились с приказом - отпишитесь и т.д., и т.п. Всё это разве законно и правомерно? И разве это не унизительно? К сожалению, всё это происходит не только в рабочее время, но и далеко за его пределами, в том числе и в довольно поздние вечерние часы и в выходные.

   С позиции здравого смысла это выглядит как откровенное проявление абсолютного недоверия к каждому учителю. По сути, нам заранее говорят: "Ты лентяй, прохвост, бездельник и тебе нет доверия!".

   Используя подобные способы управления коллективами, не следует доводить дело до крайностей и до абсурда, когда чуть ли не каждую минуту учителя вынуждены просматривать десятки сообщений - "дёрганий", на которые необходимо не просто реагировать, но и немедленно отчитываться об ознакомлении, выполнении и т.п.

   Настало время нормативно-документально определить необходимую и достаточную меру использования средств коммуникации в процессе управления производственной деятельностью. При этом необходимо с большим тактом, уважением и заботой относиться к свободному времени воспитателей, учителей, педагогов. И как здесь не вспомнить высказывание В.А. Сухомлинского: "Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное время учителя... Педагогическое творчество - сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать".

   Социальные сети, "WhatsApp" и другие средства массовой коммуникации можно и зачастую нужно использовать, но в меру.

   Нельзя их превращать в унизительную узду, а воспитателей, учителей, педагогов при помощи этой узды превращать в быдло, которым можно понукать когда угодно, как угодно и сколько угодно.

   Нельзя беспрерывно унижать человеческое и профессиональное достоинство учителя. Любой уважающий себя учитель должен стремиться к тому, чтобы уметь защищать его.

   Униженный, бесправный учитель, при всей своей самоотверженности, не может по настоящему выполнять свое Служение образованию и обществу.

   Учитель, не умеющий защищать своё достоинство, не должен заниматься педагогической деятельностью, потому что не умеющий защищать своё достоинство учитель не может воспитать достойную личность.

   Не исключено, что многие могут представить это обращение, как некую "скандальную выходку". Но те, кто в непростых условиях развития современного образования смог сохранить в себе хоть чуточку человеческого и профессионального достоинства, надеюсь, правильно оценят и поймут его содержание.