МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

материалы учебного пособия: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ.культуры. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 144 с.

Контрольные вопросы

  1. Под методами физического воспитания понимаются:
    • основные положения, определяющие содержание, организационные формы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями;
    • те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения;
    • конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, выполнять двигательные действия;
    • способы применения физических упражнений.
  2. К специфическим методам физического воспитания относятся:
    • словесные методы (распоряжения, команды, указания) и методы наглядного воздействия;
    • методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы;
    • методы срочной информации;
    • практический метод, видеометод, методы самостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля.
  3. Какой из нижеперечисленных методов представляет собой последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы?
    • метод сопряженного воздействия;
    • игровой метод;
    • метод переменно-непрерывного упражнения;
    • круговой метод (метод круговой тренировки).
  4. Методы строго регламентированного упражнения подразделяются на:
    • методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств;
    • методы общей и специальной физической подготовки;
    • игровой и соревновательный методы;
    • специфические и общепедагогические методы.
  5. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что:
    • каждое упражнение направлено одновременно на совершенствование техники движения и на развитие физических способностей;
    • они являются связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом физического воспитания;
    • они определяют строгую организацию занятий физическими упражнениями;
    • каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
  6. Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия:
    • разучивается в условиях, требующих уменьшения физических усилий;
    • совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий;
    • закрепляется в условиях внешних и внутренних сбивающих факторов (помехоустойчивость);
    • выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
  7. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. В физическом воспитании они позволяют:
  8. Заполните таблицу «Методы обучения двигательным действиям и их характеристика».

    Методы обучения Характеристика методов
  9. Заполните таблицу «Методы воспитания физических качеств и их характеристика».

    Методы воспитания Характеристика методов
  10. Заполните таблицу «Методы использования слова (словесные методы) в физическом воспитании и их характеристика».

    Словесные методы Характеристика методов
  11. Заполните таблицу «Методы обеспечения наглядности (наглядные методы) в физическом воспитании и их характеристика».

    Наглядные методы Характеристика методов

    Задания с проблемными ситуациями

    Тема «Характеристика методов строго регламентированного упражнения»

  12. Проблемная ситуация № 1. Каждое двигательное действие осваивается в три этапа. На каждом этапе выделяют методы, с помощью которых задачи этапа решаются с большей степенью эффективности.
       На начальном этапе обучения двигательным действиям широко применяется метод расчлененно-конструктивного упражнения. Чаще всего на данном этапе возникают противоречия между знанием общего набора упражнений и незнанием состава конкретных упражнений, предназначенных для использования их на каком-либо этапе обучения.
       Задание. Определите состав конкретных упражнений, которые будут использоваться при обучении школьников технике метания малого (теннисного) мяча на дальность с применением метода расчлененно-конструктивного упражнения (можно на примере избранного вида спорта).
  13. Проблемная ситуация № 2. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: 1) разучивание действия в расчлененном виде с последующим объединяем частей в целостное действие. Методы, соответствующие этому подходу, называют «методами расчлененно-конструктивного упражнения»; 2) разучивание действия по возможности в целостном виде с избирательным вычленением отдельных деталей Методы, типичные для этого подхода, называют кратко «методами целостного упражнения». Первый путь избирают, если разучиваемое действие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы, без существенного искажения их характеристик. В тех случаях, когда расчленение целостного приводит к изменениям самой сути движения и резкому искажению их структуры, выбирают второй путь. Структура целого вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных, относительно самостоятельных деталей, которые по мере освоения основного механизма действия соединяются с ними и совершенствуются на фоне целостного выполнения.
       Задание 1. Определите порядок расчленения целостного двигательного действия на примере избранного вида спорта (для первого пути).
       Задание 2. Определите последовательность освоения того или иного элемента техники избранного вида спорта. При решении и предъявлении результата обоснуйте правильность вашего ответа.
  14. Проблемная ситуация № 3. В физическом воспитании различают методы стандартного упражнения и методы переменного (вариативного) упражнения. Эти методы используются в режиме непрерывной и интервальной нагрузки. Каждый из этих методов позволяет решать те или иные задачи в процессе физического воспитания. Вашему вниманию предлагается следующая проблемная ситуация. В процессе проведения условных занятий физическими упражнениями необходимо поочередно под каждый метод сформулировать: 1) задачу, связанную с использованием метода стандартно-непрерывного упражнения; 2) задачу, которая может быть решена с помощью метода стандартно-интервального упражнения; 3) задачу, связанную с использованием метода переменно-непрерывного упражнения; 4) задачу, которая может быть решена с помощью метода переменно-интервального упражнения.
       Задание Дайте обоснование сформулированным вами задачам.

    Тема «Методы использования слова и средства наглядного воздействия»

  15. Проблемная задача При обучении учащихся различным двигательным действиям учитель физической культуры, в силу различных обстоятельств, не всегда имеет возможность продемонстрировать на собственном примере выполнение этих действий или отдельные его элементы. В данном случае возникает проблемная ситуация между требованиями методики по созданию наглядного представления об изучаемом действии и невозможностью преподавательского показа. Мы знаем, что существует группа методов! опосредованного создания наглядности.
       ЗаданиеОпределите эти группы, а также конкретный состав методов, позволяющих решить данную проблемную ситуацию с наибольшей эффективностью.