Примерные темы курсовых работ

Общие вопросы теории физической культуры (1 вариант)
  1. Этапы формирования теории физической культуры как профилирующей дисциплины в физкультурных учебных заведениях.
  2. Причины и результаты перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры как вида физической культуры личности и общества.
  3. Физическая культура как вид культуры общества.
  4. Компонентный состав физической культуры как социального явления.
  5. Социальные функции физической культуры как вида культуры.
  6. Ценностный аспект физической культуры.
  7. Понимание человека как целостности и физическая культура.
  8. Эволюция взглядов на понятия «культура» и физическая культура.
  9. Основные этапы и аспекты развития знания о физической культуре.
  10. Классификационная характеристика форм, видов и разновидностей физической культуры.
  11. Место физической культуры в структуре культуры личности и общества.
  12. Формирование потребности в занятиях физическими упражнениями
  13. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры, ее виды, содержание и структура.
  14. Физическая культура как результат человеческой деятельности.
  15. Физическая культура личности и ее основные составляющие.
  16. Общность и различие физического воспитания, неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации.
  17. Физическая рекреация – теоретические и методические аспекты.
  18. Основы теории и методики оздоровительно-реабилитационной физической культуры
  19. Спорт как вид физической культуры, его структура и функции.
  20. Роль и значение спорта в образе жизни (на выбор: школьников, студентов, трудоспособного населения, пожилых людей)
  21. Роль массового спорта в формировании основных качеств и свойств личности.
  22. Сущность неспециального (непрофессионального) физкультурного образования.
  23. Информационные технологии и их роль в формировании физической культуры личности.
  24. Физическая культура как элемент образа жизни (на выбор: школьников, студентов, трудоспособного населения, пожилых людей)
  25. Общность и различие двигательной активности и двигательной деятельности людей различного возраста.
  26. Методы, используемые в процессе целенаправленной педагогической деятельности в сфере физической культуры.
  27. Принципы, регламентирующие деятельность педагога и обучаемых в процессе занятий физическими упражнениями.
  28. Современные представления о сущности двигательного навыка и особенности его формирования.
  29. Знания как компонент физической культуры личности.
  30. Теоретико-методические основы развития физических способностей (по выбору – силовых, скоростных, выносливости, координационных, гибкости).
  31. Особенности методики занятий, направленных на формирование осанки.
  32. Особенности методики занятий, стимулирующих рост мышечной массы.
  33. Особенности методики занятий, направленных на устранение избыточной массы тела.
  34. Формы занятий физическими упражнениями, применяемые в различных учебных заведениях у нас в стране и за рубежом.
Общие вопросы теории физической культуры (2 вариант)
  • Теория и методика физического воспитания и спорта как профилирующая дисциплина формирования специалиста в области физической культуры
  • Роль физической культуры как элемента культуры общества и человека
  • Возникновение физического воспитания и его роль в формировании всесторонне-развитой личности
  • Цель и задачи системы физического воспитания в обществе
  • Основные принципы системы физического воспитания
  • Организационные основы системы физического воспитания
  • Содержание и сущность физических упражнений как основных специфических средств физического воспитания
  • Техника физических упражнений и биодинамическая характеристика их структуры
  • Факторы, определяющие воздействие физических упражнений на организм человека и учет их в процессе физического воспитания
  • Сущность и значение классификаций физических упражнений для практики физического воспитания
  • Педагогическая и психофизиологическая обоснование формирования двигательных умений и навыков
  • Учет значения физиологических фаз, компонентов, перенос и разрушение навыков в процессе обучения двигательным действиям
  • Сущность применения дидактических принципов научности, сознательности и активности в процессе физического воспитания
  • Сущность применения дидактических принципов наглядности, доступности и последовательности в процессе физического воспитания
  • Сущность применения дидактических принципов индивидуализации, систематичности и постепенности в процессе физического воспитания
  • Характеристика нагрузки, интервалов отдыха и их учет в процессе обучения и совершенствования двигательных действий
  • Методы использования слова в процессе физического воспитания
  • Методы использования наглядности (демонстрации) в процессе физического воспитания
  • Применение практических (строго-регламентированного упражнения) методов (аналитического и интегрального) в процессе физического воспитания
  • Применение игрового и соревновательного методов в процессе физического воспитания
  • Характеристика содержания силовых способностей и их развитие в процессе физического воспитания
  • Характеристика способностей быстроты и ее развитие в процессе физического воспитания
  • Характеристика содержания координационных способностей и их развитие в процессе физического воспитания
  • Характеристика выносливости и ее развитие в процессе физического воспитания
  • Характеристика гибкости и её развитие в процессе физического воспитания
  • Структура процесса обучения двигательным действиям на различных этапах и их учет в процессе физического воспитания
  • Особенности планирования и проведения современных уроков физической культуры
  • Организационное обеспечение урока и методические формы организации учебной деятельности занимающихся в процессе физического воспитания
  • Основные требования, предъявляемые к методике урока, к деятельности и подготовке педагога в успешном его поведении
  • Сущность знаний и их формирование в процессе физического воспитания
  • Сущность взаимосвязи физического и умственно воспитания
  • Сущность взаимосвязи физического и нравственного воспитания
  • Сущность взаимосвязи физического и эстетического воспитания
  • Сущность взаимосвязи физического и трудового воспитания
  • Методы педагогического исследования их разновидности и значения в физическом воспитании
  • Спорт как феномен культуры, его социальная и педагогическая значение в обществе
  • Сущность спортивной ориентации и отбора
  • Сущность принципов и методов спортивной тренировки
  • Сущность подготовленности, спортивной формы и стороны подготовки спортсмена
  • Сущность содержания большого тренировочного цикла (макро-цикла)
  • Особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
  • Современные требования к физическому воспитанию школьников
  • Реализация требований комплексного подхода в обучении учащихся в новых школьных программах по физической культуре
  • Виды и типы уроков физической культуры
  • Особенности содержания и методики проведения уроков физической культуры (в 1-4–х, 5-9-х, 10-11-х классах – по выбору)
  • Учет возрастных особенностей при развитии двигательных способностей учащихся на уроках физической культуры (в 1-4–х, 5-9-х, 10-11-х классах – по выбору)
  • Способы оптимизации решения образовательных задач с учетом возрастных особенностей учащихся на уроках физической культуры
  • Способы оптимизации решения воспитательных задач с учетом возрастных особенностей учащихся на уроках физической культуры
  • Способы оптимизации решения оздоровительных задач с учетом возрастных особенностей учащихся на уроках физической культуры
  • Методика сообщения теоретических знаний учащимся с учетом межпредметных связей на уроках физической культуры
  • Методы и способы повышения интереса учащихся к результативности на уроках физической культуры
  • Оптимизация нагрузки и плотности на уроке физической культуры, методика их определения и регулирования
  • Методика рационального применения технических средств, нестандартного оборудования инвентаря и т. д на уроках физической культуры
  • Методы учета успеваемости на уроках физической культуры (знаний, умений, навыков и двигательной подготовленности с учетом сдачи экзаменов в выпускных классах)
  • Задачи, содержание и методика проведения физкультурных мероприятий в режиме учебного дня в школе
  • Методика интеграции моторных тестов в процессе физического воспитания по комплексному управлении физической подготовленностью дошкольников и школьников (всех классов по выбору)
  • Методы и приемы осуществления врачебно- педагогического контроля за учащимися на уроках физической культуры
  • Задачи, содержание и методика проведения занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе
  • Задачи, содержание и методика правильной осанки на уроках физической культуры
  • Значение домашних заданий по предмету «Физическая культура» и приемы проверки их во всех классах
  • Содержание и формы работы учителя физической культуры с родителями по внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт учащихся (оформление «Паспорта здоровья и физической подготовленности»)
  • Задачи, организация и проведение физкультурно-оздоровительной, агитационной и спортивно-массовой работы
  • Задачи, содержание и формы занятий по физической культуре и спорту в летних лагерях отдыха
  • Задачи, содержание и формы физического воспитания школах-интернатах и детских домах
  • Задачи, содержание и формы физического воспитания в малокомплектных школах (сельских)
  • Организация, задачи, структура, типы и особенности методики занятий в ДЮСШ
  • Задачи, содержания и формы профессионально-ориентационной работы учителя физической культуры в школе
  • Задачи, содержания и формы физического воспитания на уровне среднего профессионального образования (СПО)
  • Задачи, содержания и формы физического воспитания студентов высших учебных заведений
  • Задачи, содержание и формы работы по проведению массовых мероприятий по военно-прикладной физической подготовке среди учащихся допризывного возраста
  • Теоретические и методические основы физического воспитания в режиме средних, пожилых и людей старшего возраста: содержание, формы организации и методы работы (по литературным источникам)


    Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста

    1. Подвижные игры с бегом как средство развития физических способностей у детей дошкольного возраста.
    2. Подвижные игры с бегом как средство обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста.
    3. Содержание и методика проведения подвижных игр с детьми раннего и младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (по выбору).
    4. Народные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к физической культуре.
    5. Подвижная игра как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
    6. Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста.
    7. Спортивные игры как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту.
    8. Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми раннего возраста.
    9. Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
    10. Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми среднего дошкольного возраста.
    11. Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
    12. Методика использования упражнений и игр с предметами на занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста.
    13. Задачи, особенности содержания и методика занятий физическими упражнениями в дошкольных образовательных учреждениях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (исключая образовательные учреждения компенсирующего типа).
    14. Особенности обучения движениям и совершенствования координационных способностей детей раннего и дошкольного возраста (возрастной период на выбор)
    15. Методика активизации речи дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
    16. Сравнительный анализ современных программ формирования физической культуры детей дошкольного возраста.
    17. Физкультурные праздники и досуги как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.
    18. Единство работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и семьи как средство приобщения родителей к проблемам воспитания здорового ребенка.
    19. Влияние разных типов физкультурных занятий на уровень развития движений у детей дошкольного возраста.
    20. Использование музыки на занятиях физическими упражнениями как средство развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста.
    21. Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей дошкольного возраста.
    22. Особенности методики физического воспитания дошкольников с избыточным весом.
    23. Профилактика простудных заболеваний дошкольников средствами физической культуры.
    24. Теоретические и методические аспекты физической культуры при нарушениях осанки и сколиоза у детей дошкольного возраста.
    25. Методика развития ориентировки в пространстве и во времени детей дошкольного возраста.
    26. Методика развития психодинамических способностей детей дошкольного возраста.
    27. Методика развития сенсорных способностей детей дошкольного школьного возраста.
    28. Содержание и методика интеллектуального и эстетического воспитания детей в процессе занятий физическими упражнениями.
    Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
    1. Особенности обучения двигательным действиям, включенным в программу по физической культуре для общеобразовательных учреждений (конкретно - ступень образования).
    2. Методика развития сенсорных способностей у детей школьного (младшего, среднего, старшего – по выбору) возраста.
    3. Методика развития психодинамических способностей у детей школьного (младшего, среднего, старшего – по выбору) возраста.
    4. Методика использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности в школьном возрасте.
    5. Особенности применения игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры с детьми школьного (младшего, среднего, старшего – по выбору) возраста.
    6. Методика использования тренажеров и тренажерных устройств на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
    7. Методика формирования телосложения у детей школьного возраста.
    8. Пути формирования здорового образа жизни в процессе занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста.
    9. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами физической культуры
    10. Особенности организации здоровьесберегающей деятельность в школе
    11. Особенности организации контроля качества здоровьесберегающей деятельности
    12. Методика формирования и контроля знаний по дисциплине «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях.
    13. Методика проверки и оценивания деятельности учащихся (младшего, среднего, старшего – по выбору) возраста на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
    14. Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе
    15. Методика закаливания организма детей на уроках физической культуры.
    16. Особенности занятий спортом детей школьного возраста.
    17. Воспитание волевых и нравственных качеств в процессе занятий физическими упражнениями.
    18. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня учащихся 1-4, 5-8, 9-11 классов (по выбору).
    19. Назначение, виды и содержание внеклассных занятий физическими упражнениями.
    20. Назначение, виды и содержание внешкольных занятий физическими упражнениями.
    21. Особенности методики обучения движениям детей школьного (младшего, среднего, старшего – по выбору) возраста.
    22. Особенности развития физических способностей у мальчиков (девочек) в подростковом периоде.
    23. Прогнозирование двигательных способностей детей для углубленных занятий спортом.
    24. Особенности методики развития выносливости у детей младшего, среднего, старшего (по выбору) школьного возраста.
    25. Особенности развития скоростных способностей у детей младшего, среднего, старшего (по выбору) школьного возраста.
    26. Особенности развития силовых способностей у детей младшего, среднего, старшего (по выбору) школьного возраста.
    27. Особенности развития скоростно-силовых способностей у детей младшего, среднего, старшего (по выбору) школьного возраста.
    28. Особенности развития координационных способностей у детей младшего, среднего, старшего (по выбору) школьного возраста.
    29. Особенности развития гибкости у детей младшего, среднего, старшего (по выбору) школьного возраста.
    30. Особенности нормирования и регулирования физической нагрузки на уроках физической культуры в1-4, 5-8, 9-11 классах.
    31. Задачи, особенности содержания и методики занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
    32. Задачи, содержание и особенности методики физкультурно-оздоровительных занятий в физкультурно-оздоровительных лагерях.
    33. Методические аспекты занятий физическими упражнениями с детьми разного возраста по месту жительства и в семье.
    34. Единство физической и психической активности человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
    35. Сравнительный анализ современных учебных программ по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.
    36. Формирование проектировочных и конструктивных умений педагога, их роль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре.
    37. Формирование организаторских умений педагога, их роль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре.
    38. Роль и значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в процессе физического воспитания младших школьников
    39. Технология применения метода круговой тренировки в учебном процессе по физической культуре в основной школе
    40. Средства и методы воспитания координационных способностей у юных футболистов
    41. Особенности организации учебной работы по физической культуре с обучающимися специальной медицинской группы
    42. Специфика физической подготовки юных легкоатлетов
    43. Средства и методы развития двигательно-координационных способностей у юных волейболистов
    44. Взаимосвязь физического и интеллектуального развития школьников в процессе физкультурного образования
    45. Изучение содержания образования в области физической культуры обучающихся 10-11 классов
    46. Влияние физической нагрузки на функциональное состояние старшеклассников
    47. Средства и методы развития двигательных качеств у обучающихся средней школы на уроках физической культуры
    48. Обучение школьников технике игры в баскетбол
    49. Изучение отношения старшеклассников к учебным занятиям по физической культуре
    50. Изучение отношения старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
    51. Формирование мотивационно-ценностных отношений школьников к сдаче норм ГТО
    52. Средства и методы развития силовых способностей на уроках физической культуры в старшей школе
    53. Теоретические основы применения современных образовательных технологий в процессе физического воспитания школьников
    54. Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания старшеклассников
    55. Особенности физического развития и двигательной подготовленности школьников
    56. Применение средств атлетических единоборств (и др. средств физической культуры в соответствии с ФРП) в образовательном процессе по физической культуре
    57. Роль и значение атлетических единоборств (и др. видов спорта в соответствии с ФРП) в образовательном процессе по физической культуре
    Физическая культура в системе среднего и высшего профессионального образования
    1. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки учащейся молодежи в системе среднего профессионального образования.
    2. Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования.
    3. Особенности методики занятий физическими упражнениями в период экзаменационной сессии.
    4. Оздоровительные технологии в физической культуре студентов.
    5. Студенческий спорт как компонент здорового (активного) стиля жизни.
    6. Спорт в системе научной организации труда студентов.
    7. Система спортивных студенческих соревнований.
    8. Роль и место студенческого спорта в спорте высших достижений страны.
    Физическая культура людей в различные периоды жизни
    1. Содержание и методика занятий физическими упражнениями:
      • в подростковых клубах по месту жительства;
      • в культурно-спортивных комплексах (КСК);
      • в оздоровительных центрах на предприятиях;
      • в группах шейпинга;
      • в группах ритмической гимнастики;
      • в группах ветеранов спорта;
      • в группах атлетической гимнастики;
      • в клубах любителей бега;
      • в клубах туризма;
      • в парках культуры и отдыха;
      • в учреждениях санаторно-профилактического типа;
      • в группах здоровья с элементами восточной физической культуры;
      • в группах аэробики (степ аэробики, аквааэробики, вело аэробики, танцевальной аэробики);
      • в группах дыхательной гимнастики и др. (по выбору).
    2. Содержание и методика занятий физическими упражнениями в группах здоровья:
      • женщин зрелого возраста (первый этап 21-35 лет);
      • женщин зрелого возраста (второй этап 36-55 лет);
      • лиц пожилого возраста.
    3. Влияние различных форм оздоровительно-рекреативных занятий на состояние здоровья и физическую подготовленность занимающихся.
    4. Содержание и методика оздоровительной физической культуры и закаливания для профилактики профзаболеваний.
    5. Задачи, особенности содержания и методики проведения вводной гимнастики на производстве для разных групп профессий.