д.п.н., профессор В. Лукьяненко
декабрь, 2023
Как переобустроить образование в России. Что происходит?
Аннотация. Современное состояние образования в России характеризуется признаками тяжёлого системного кризиса, явившегося следствием многолетних попыток его переформатирования по западным стандартам и лекалам. В настоящее время демонстрируются намерения отказаться от действующей системы образования, основанной на Болонской декларации, попытках интеграции в европейское образовательное пространство и разработать свою российскую систему образования. Во многом это обусловлено грандиозным характером происходящих в стране и в мире перемен под влиянием военной спецоперации на Украине, приведшей в частности, к резкому ослаблению влияния буржуазно-компрадорской элиты на все важнейшие сферы российского общества, в том числе и на систему образования. Поистине – нет худа без добра! Благодаря этому худу, появилась уникальнейшая возможность для переобусройства всего общества и системы образования, в частности. С полным основанием можно утверждать, что в других условиях о решительном переустройстве образования в обозримой перспективе не могло быть и речи. Эту возможность ни в коем случае нельзя упускать. Вместе с тем, текущее состояние характеризуется не столько активной деятельностью в данном направлении, сколько своеобразной паузой, в значительной мере обусловленной некоторой растерянностью из-за неуверенности в том, что именно и с какой решительностью следует предпринимать.
В статье показано, что осуществление намерений по переобустройству российского образования невозможно без отказа от слепого подражательства, половинчатости, без освобождения от навязанных извне постмодернистских, «прогрессистских» идей, подходов и устранения последствий их негативного влияния. Деятельность в этом направлении существенно осложнена фактом присутствия в самых высоких эшелонах управления образованием и наукой немалого количества инициаторов и вдохновителей реформирования образования по западным образцам. В работе выделены наиболее характерные негативные свойства и качества пока ещё функционирующей системы. При этом внимание акцентировано на тех аспектах проблемы, которым, несмотря на их существенную значимость, не уделялось должного внимания. Это сделано с целью привлечения более пристального внимания именно к таким аспектам и предотвращения «тихой» конверсии негативных последствий от невнимания к ним в новую систему образования. Осуществлена попытка определения действенных, конструктивных подходов для создания отечественной, подлинно российской системы образования.
Масштабность, многогранность, исключительная сложность проблемы не позволяют уместить весь материал в формат одной журнальной статьи. Поэтому он представлен в трёх частях. В первой из них осуществлён анализ состояния проблемы и попытка ответа на вопрос: Что происходит? Вторая часть посвящена анализу причин происходящего и ответа на вопрос: Почему происходит? В третьей части осуществлена попытка определения основных путей решения проблемы и ответа на вопрос: Что делать?
Первая часть статьи Виктора Павловича Лукьяненко «Как переобустроить образование в России. Что происходит?» представлена в журнале «Народное образование» (№ 7, 2023, С. 27-36)
д.п.н., профессор В. Лукьяненко декабрь, 2023
Как переобустроить образование в России. Что происходит?
Аннотация. Современное состояние образования в России характеризуется признаками тяжёлого системного кризиса, явившегося следствием многолетних попыток его переформатирования по западным стандартам и лекалам. В настоящее время демонстрируются намерения отказаться от действующей системы образования, основанной на Болонской декларации, попытках интеграции в европейское образовательное пространство и разработать свою российскую систему образования. Во многом это обусловлено грандиозным характером происходящих в стране и в мире перемен под влиянием военной спецоперации на Украине, приведшей в частности, к резкому ослаблению влияния буржуазно-компрадорской элиты на все важнейшие сферы российского общества, в том числе и на систему образования. Поистине – нет худа без добра! Благодаря этому худу, появилась уникальнейшая возможность для переобусройства всего общества и системы образования, в частности. С полным основанием можно утверждать, что в других условиях о решительном переустройстве образования в обозримой перспективе не могло быть и речи. Эту возможность ни в коем случае нельзя упускать. Вместе с тем, текущее состояние характеризуется не столько активной деятельностью в данном направлении, сколько своеобразной паузой, в значительной мере обусловленной некоторой растерянностью из-за неуверенности в том, что именно и с какой решительностью следует предпринимать.
В статье показано, что осуществление намерений по переобустройству российского образования невозможно без отказа от слепого подражательства, половинчатости, без освобождения от навязанных извне постмодернистских, «прогрессистских» идей, подходов и устранения последствий их негативного влияния. Деятельность в этом направлении существенно осложнена фактом присутствия в самых высоких эшелонах управления образованием и наукой немалого количества инициаторов и вдохновителей реформирования образования по западным образцам. В работе выделены наиболее характерные негативные свойства и качества пока ещё функционирующей системы. При этом внимание акцентировано на тех аспектах проблемы, которым, несмотря на их существенную значимость, не уделялось должного внимания. Это сделано с целью привлечения более пристального внимания именно к таким аспектам и предотвращения «тихой» конверсии негативных последствий от невнимания к ним в новую систему образования. Осуществлена попытка определения действенных, конструктивных подходов для создания отечественной, подлинно российской системы образования.
Масштабность, многогранность, исключительная сложность проблемы не позволяют уместить весь материал в формат одной журнальной статьи. Поэтому он представлен в трёх частях. В первой из них осуществлён анализ состояния проблемы и попытка ответа на вопрос: Что происходит? Вторая часть посвящена анализу причин происходящего и ответа на вопрос: Почему происходит? В третьей части осуществлена попытка определения основных путей решения проблемы и ответа на вопрос: Что делать?
Первая часть статьи Виктора Павловича Лукьяненко «Как переобустроить образование в России. Что происходит?» представлена в журнале «Народное образование» (№ 7, 2023, С. 27-36)