Контрольные вопросы для подготовки к зачетам и экзамену по дисциплине

"ГИМНАСТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ"

Список рекомендуемой литературы:

1 семестр

  1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. Виды гимнастики. Методические особенности гимнастики.
  2. Цели и задачи преподавания гимнастики в различных звеньях системы физического воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ОО
  3. Исторический обзор гимнастики древнего мира (Греция, Рим, Индия, Китай).
  4. Исторический обзор гимнастики Средних веков и эпохи Возрождения.
  5. Исторический обзор национальных систем гимнастики (немецкая, шведская, французская, Сокольская).
  6. Характеристика гимнастики в советской системе физического воспитания.
  7. История развития гимнастики в дореволюционной России.
  8. Характеристика спортивных видов гимнастики. Тенденция развития спортивных видов гимнастики.
  9. Возникновение, развитие гимнастической терминологии. Основные требования и правила терминологии.
  10. Способы образования терминов. Правила применения терминов. Правила сокращений.
  11. Правила образования специальных терминов в гимнастике, обозначение основных статических гимнастических положений.
  12. Характеристика основных средств гимнастики, методы их использования на занятиях гимнастикой.
  13. Общеразвивающие упражнения, их характеристика и классификация.
  14. Характеристика и назначение общеразвивающих упражнений. Характеристика терминов общеразвивающих упражнений.
  15. Определение понятия «стойки» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
  16. Определение понятия «седы» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
  17. Определение понятия «приседы» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
  18. Определение понятия «выпады» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
  19. Определение понятия «упоры» в ОРУ – характеристика, термины, описание выполнения.
  20. Наклоны – характеристика, термины, описание выполнения.
  21. «Положения лежа» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
  22. Положения рук и ног и движения ими в ОРУ.
  23. ОРУ с предметами (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки), особенности терминологии ОРУ с предметами.
  24. Формы, типы и правила записи ОРУ. Текстовая запись ОРУ.
  25. Составление комплексов ОРУ. Правила подбора упражнений. Особенности ОРУ с использованием предметов.
  26. Музыкальное сопровождение при проведении ОРУ.
  27. Методика разучивания комплексов ОРУ, дозировка и организационно-методические указания.
  28. Характеристика проходного способа проведения ОРУ.
  29. Характеристика поточного способа проведения ОРУ.
  30. Характеристика раздельного способа проведения ОРУ.
  31. Методика составления комплексов ОРУ различными способами (раздельным, проходным, поточным).
  32. Методика проведения занятий на гимнастической стенке, скамейке и в парах.
  33. Методика исправления ошибок при выполнении ОРУ.
  34. Строевые упражнения. Назначения и особенности строевых упражнений для проведения урока гимнастики.
  35. Характеристика основных строевых упражнений в гимнастике, команды и терминология строевых упражнений.
  36. Строевые команды и распоряжения при проведении урока гимнастики в школе.
  37. Строевые упражнения, классификация, методика обучения в зависимости от возраста.
  38. Организационно-методические указания при проведении строевых и ОРУ.
  39. Характеристика средств формирования рациональной осанки.
  40. Формирование гимнастического стиля средствами ОРУ и строевых упражнений.
  41. Характеристика прикладных упражнений в школьной программе.
  42. Упражнения художественной гимнастики.

2 семестр

  1. Характеристика и назначение акробатических упражнений.
  2. Акробатика в школьной программе.
  3. Терминология акробатических упражнений.
  4. Статические и динамические акробатические упражнения.
  5. Помощь и страховка. Основные требования к страхующему.
  6. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма.
  7. Упражнения мужского и женского гимнастического многоборья в школьной программе.
  8. Терминология упражнений на снарядах гимнастического многоборья (висы и упоры, махи и перемахи, подъемы и спады, соскоки).
  9. Основы техники выполнения опорных прыжков.
  10. Отталкивание и приземление в гимнастических элементах.
  11. Техника вращательных и маховых движений, методика обучения и правила страховки.
  12. Правила записи упражнений на снарядах.
  13. Вольные упражнения: основные средства, хореография, правила составления вольных упражнений.
  14. Оборудование мест для занятий гимнастикой.
  15. Основы техники выполнения акробатических упражнений (группировка, перекаты, кувырки)
  16. Основы техники выполнения акробатических упражнений (акробатические стойки).
  17. Основы техники выполнения акробатических упражнений (перевороты).
  18. Основы техники выполнения акробатических упражнений (мосты, шпагаты, равновесия).
  19. Правила выполнения вольных упражнений юношам и девушками.
  20. Основы техники выполнения упражнений гимнастического мужского многоборья: упражнения на параллельных брусьях.
  21. Основы техники выполнения упражнений гимнастического мужского многоборья: на перекладине.
  22. Основы техники выполнения упражнений гимнастического женского многоборья: упражнения на разновысоких брусьях
  23. Основы техники выполнения упражнений гимнастического женского многоборья: на бревне.
  24. Причины травматизма и способы его предупреждения на уроках гимнастики.
  25. Упражнения на параллельных брусьях и перекладине: страховка и помощь.
  26. Упражнения на перекладине: страховка и помощь.
  27. Упражнения на брусьях разной высоты и бревне: страховка и помощь.
  28. Упражнения на бревне: страховка и помощь.
  29. Опорные прыжки: страховка и помощь.
  30. Формирование гимнастического стиля при выполнении акробатических упражнений и упражнений снарядовой гимнастики.

3 семестр

  1. Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе. Техническая подготовка в гимнастике.
  2. Теоретические и методические основы обучения гимнастическим упражнениям: знания, двигательные умения и навыки в поэтапном обучении технике гимнастических упражнений.
  3. Характеристика и содержание этапа ознакомления с техникой гимнастических элементов.
  4. Характеристика и содержание этапа разучивания техники гимнастических элементов.
  5. Характеристика и содержание этапа совершенствования обучения техники гимнастических элементов.
  6. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.
  7. Требования к местам проведения занятий гимнастикой в школе.
  8. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики. Правила и обучение приемам страховки и помощи на занятиях гимнастикой.
  9. Общие правила анализа техники выполнения гимнастических упражнений по школьной программе.
  10. Методика исправления ошибок при выполнении гимнастическим упражнениям.
  11. Методика разучивания прикладных упражнений, дозировка и организационно-методические указания.
  12. Основы обучения прикладным упражнениям в ползании и лазании (гимнастическая скамейка, канат).
  13. Основы обучения прикладным упражнениям: метания и переноска грузов.
  14. Основы обучения технике основных акробатических упражнений (акробатические стойки).
  15. Основы обучения акробатическим упражнениям (группировка, перекаты, кувырки)
  16. Основы обучения технике основных акробатических упражнений (перевороты).
  17. Основы обучения технике основных акробатических упражнений (мосты, шпагаты, равновесия).
  18. Обучение основам акробатических упражнений по школьной программе.
  19. Особенности обучения упражнениям гимнастического многоборья: упражнения на параллельных брусьях и перекладине.
  20. Особенности обучения упражнениям гимнастического многоборья: упражнения на разновысоких брусьях и бревне.
  21. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе. Организация учебного труда на уроке.
  22. Оформление, постановка задач, подбор средств и методов для проведения подготовительной части урока гимнастики.
  23. Организационно-методические указания при проведения подготовительной части урока.
  24. Характеристика урока гимнастики в школе. Общие требования к уроку. Виды уроков гимнастики.
  25. Основные задачи урока: образовательные, оздоровительно-развивающие, воспитательные.
  26. Характеристика частей урока гимнастики, разработка задач и контрольных упражнений для урока.
  27. Характеристика подготовительной части урока. Задача, содержание и организационно-методические указания.
  28. Организационно-методические условия проведения подготовительной части урока.
  29. Задачи, средства и организационно-методические требования к основной части урока.
  30. Заключительная часть урока гимнастики в школе, ее значение и содержание.
  31. Основные характеристики эффективности урока гимнастики в школе.
  32. Характеристика подготовительной и основной части урока гимнастики для младшего школьного возраста: задачи, средства и методы организации.
  33. Характеристика подготовительной и основной части урока гимнастики для старшего школьного возраста: задачи, средства и методы организации.
  34. Характеристика конспекта урока по гимнастике для учащихся старших классов.
  35. Методика разработки конспекта урока по гимнастике.
  36. Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой в школе.
  37. Технические средства, используемые на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе.
  38. Массовые гимнастические выступления и соревнования по гимнастике. Требования к организации и проведению гимнастических праздников.
  39. Организация и проведение соревнований по спортивным видам гимнастики.
  40. Подготовка и организация спортивно-массовых мероприятий (вечеров, спортивных праздников, театрализованных представлений).
  41. Правила соревнований по спортивным видам гимнастики, методика судейства (на примере одного из видов гимнастики).
  42. Этапы подготовительной работы к соревнованиям по гимнастике.
  43. Спортивная база проведения и материально-техническое обеспечение соревнований по гимнастическим видам спорта.

4 семестр

  1. Гимнастика как средство оздоровительной физической культуры.
  2. Оздоровительная гимнастика и ее место в системе физического воспитания.
  3. Общая характеристика целей и задач, средств и методов оздоровительной гимнастики как средства оздоровительной физической культуры.
  4. Оздоровительные виды гимнастики. Тенденция развития.
  5. Оздоровительные виды гимнастики: психолого-педагогические основы проведения занятий с группой.
  6. Оздоровительный эффект физической тренировки.
  7. Атлетическая гимнастика в практике занятий со старшими школьниками.
  8. Развитие двигательно-координационных качеств средствами оздоровительной гимнастики.
  9. Дозирование и регулирование нагрузки на занятиях оздоровительными видами гимнастики.
  10. Дыхательная гимнастика. Значение, виды, методические особенности проведения занятий.
  11. Запрещенные движения на занятиях оздоровительной направленности.
  12. Классификация оздоровительных видов гимнастики.
  13. Комплексный контроль на занятиях оздоровительной гимнастикой
  14. Методические особенности занятий танцевальной аэробикой.
  15. Оздоровительная гимнастика с оборудованием (степ-платформы, фитболы, бодибары, босу и т.д.): виды и методические особенности проведения занятий.
  16. Организационно-методические особенности проведения занятий с использованием средств одного из видов оздоровительной гимнастики (по выбору студента).
  17. Особенности занятий вечерней гимнастикой.
  18. Особенности занятий утренней гигиенической гимнастикой.
  19. Особенности методики проведения занятий с использованием упражнений стретчинга.
  20. Особенности обеспечения безопасности на занятиях силовыми видами оздоровительной гимнастики.
  21. Методические особенности использования на занятиях комплексов упражнений на основе восточных систем (хатха-йога, ушу).
  22. Методические особенности использования на занятиях комплексов упражнений коррегирующей направленности (пилатесом, калланетикой и др), их оздоровительно-развивающий эффект.
  23. Особенности организации и проведения занятий с использованием упражнений шейпинга.
  24. Особенности проведения занятий по оздоровительной гимнастике без оборудования.
  25. Особенности проведения физкультурной паузы.
  26. Правила подбора музыкального сопровождения для проведения комплексов упражнений оздоровительной направленности.
  27. Причины и способы предупреждения травматизма при занятиях упражнениями оздоровительной гимнастики.
  28. Силовые виды оздоровительной гимнастики (атлетическая гимнастика, памп-аэробика, функциональный тренинг, кроссфит, интервальная тренировка и др): содержание занятий и методические особенности.
  29. Содержание занятий и специфика гимнастики в режиме учебного дня школьников.
  30. Содержание занятий и специфика производственной гимнастики.
  31. Специфика обучения в степ-аэробике.
  32. Структура и организация занятий восточной и современной дыхательной гимнастикой.
  33. Структура функциональных компонентов профессионально-педагогической деятельности инструктора по оздоровительным видам гимнастики (гностический, конструктивный, коммуникативный и т.д.).
  34. Терминология оздоровительных видов гимнастики. Использование команд и жестов.
  35. Тестирование функциональных возможностей занимающихся.
  36. Техника выполнения базовых шагов аэробики: характеристика, обучение, безопасность выполнения.
  37. Правила составления комплексов упражнений оздоровительной гимнастики.
  38. Урочные формы занятий оздоровительной гимнастикой. Общие методические положения.
  39. Подготовительная, основная и заключительная части занятия оздоровительной гимнастикой.