ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

материалы учебного пособия: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ.культуры. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 144 с.

Контрольные вопросы

  1. В школьном возрасте использование большого разнообразия Физических упражнений базируется на основе положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического Боепитания. Укажите эти принципы среди нижеприведенных:
    • принцип всестороннего развития личности, принцип связи Физического воспитания с трудовой и военной практикой, принцип оздоровительной направленности;
    • принцип непрерывности, принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
    • принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания, принцип циклического построения занятий;
    • принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.
  2. Под двигательной активностью понимают:
    • суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни;
    • определенную меру влияния физических упражнений на организм занимающихся;
    • определенную величину физической нагрузки, измеряемую параметрами объема и интенсивности;
    • педагогический процесс, направленный на повышение спортивного мастерства.
  3. В период обучения в общеобразовательной школе двигательная активность учащихся при переходе из класса в класс:
    • незначительно увеличивается;
    • значительно увеличивается;
    • остается без изменения;
    • все более уменьшается.
  4. Укажите среди нижеперечисленных основную форму занятий физическими упражнениями в начальной школе (младшие классы):
    • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
    • урок физической культуры;
    • ежедневные физкультурные занятия в группах продленном дня (спортивный час);
    • секции общей физической подготовки и секции по видам спорта.
  5. В младшем школьном возрасте упражнения на скорость следует выполнять:
    • 3-4 с;
    • 6-8 с;
    • 15 с;
    • 20-25 с.
  6. В младшем школьном возрасте из методов упражнения пре! имущество отдается:
    • расчлененному методу;
    • целостному методу;
    • сопряженному методу;
    • методам стандартного упражнения.
  7. В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста по возможности надо исключать:
    • упражнения на выносливость;
    • упражнения на частоту движений;
    • упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания), и значительные статические напряжения;
    • скоростно-силовые упражнения.
  8. Отличительной особенностью физкультурных занятий в начальной школе является акцент на решение:
    • оздоровительных задач;
    • образовательных задач;
    • воспитательных задач;
    • задач по формированию телосложения и регулирования массы тела средствами физического воспитания.
  9. В процессе физического воспитания детей старшего школьного возраста в первую очередь следует уделять внимание развитию:
    • активной и пассивной гибкости;
    • максимальной частоты движений;
    • силовых, скоростно-силовых способностей и различных видов выносливости;
    • простой и сложной двигательной реакции.
  10. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются на следующие медицинские группы:
    • а) слабую, б) среднюю, в) сильную;
    • а) основную, б) подготовительную, в) специальную;
    • а) без отклонений в состоянии здоровья; б) с отклонениями в состоянии здоровья;
    • а) оздоровительную, б) физкультурную, в) спортивную.
  11. Группа, которая формируется из учащихся без отклонений в состоянии здоровья, имеющих достаточную физическую подготовленность, называется:
    • физкультурной группой;
    • основной медицинской группой;
    • спортивной группой;
    • здоровой медицинской группой.
  12. Группа, которая формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность, называется:
    • группой общей физической подготовки;
    • физкультурной группой;
    • средней медицинской группой;
    • подготовительной медицинской группой.
  13. Группа, которая состоит из учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, при которых противопоказаны повышенные физические нагрузки, называется:
    • специальной медицинской группой;
    • оздоровительной медицинской группой;
    • группой лечебной физической культуры;
    • группой здоровья.
  14. Укажите среди нижеприведенных основную форму организации занятий физическими упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья:
    • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
    • ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня («оздоровительный час на свежем воздухе»);
    • урок физической культуры;
    • индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях (оздоровительная аэробика, шейпинг, стретчинг, атлетическая гимнастика и др.).
  15. В физическом воспитании детей с ослабленным здоровье полностью исключаются:
    • гимнастические упражнения;
    • легкоатлетические упражнения;
    • подвижные игры и лыжная подготовка;
    • акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями.
  16. Хороший тренирующий эффект в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем дают двигательные режимы при ЧСС
    • 110-125 уд/мин;
    • 90-100 уд/мин;
    • 130-150 уд/мин;
    • 160-175 уд/мин.
  17. В физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем величина физической нагрузки на уроке физической культуре контролируется:
    • по пульсу (по частоте сердечных сокращений);
    • по частоте дыхания;
    • по внешним признакам утомления детей;
    • по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.
  18. Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся, как правило:
    • 1 раз в неделю;
    • 2 раза в неделю;
    • 3 раза в неделю;
    • 4 раза в неделю.
  19. Длительность урока физической культуры в общеобразовательной школе составляет:
    • 30-35 мин;
    • 40-45 мин;
    • 50-55 мин;
    • 1 ч.
  20. В системе физического воспитания школьников физкультминутки и физкультпаузы проводятся:
    • на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления у учащихся;
    • на уроках физической культуры при переходе от одного физического упражнения к другому;
    • в спортивных секциях и секциях ОФП, как средство активного отдыха;
    • после окончания каждого урока (на переменах).
  21. Укажите среди нижеприведенных основную цель проведения физкультминуток и физкультпауз на общеобразовательных уроках в школе:
    • повышение уровня физической подготовленности;
    • снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки;
    • укрепление здоровья и совершенствование культуры движений;
    • содействие улучшению физического развития.
  22. Во время выполнения школьниками младшего возраста домашних заданий физкультминутки (физкультпаузы) проводятся после ... непрерывной работы.
    • 20—25 мин;
    • 30—35 мин;
    • 40-45 мин;
    • 1 ч.
  23. Укажите, какие задачи решаются на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
    • образовательные;
    • воспитательные;
    • оздоровительные;
    • образовательные, воспитательные, оздоровительные.
  24. Укажите оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке физической культуры:
    • одна задача;
    • две-три задачи;
    • четыре задачи;
    • пять-шесть задач.
  25. В основной части урока физической культуры вначале:
    • закрепляются и совершенствуются усвоенные ранее двигательные умения и навыки;
    • разучиваются новые двигательные действия или их элемент;
    • выполняются упражнения, требующие проявления выносливости;
    • выполняются упражнения, требующие проявления силы.
  26. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняются:
    • в водной части урока;
    • в подготовительной части урока;
    • в начале основной части урока;
    • в середине или конце основной части урока.
  27. В рамках школьного урока физической культуры основная часть обычно длится:
    • 15-18 мин;
    • 20 мин;
    • 25-30 мин;
    • 35 мин.
  28. Укажите длительность заключительной части урока физической культуры в общеобразовательной школе:
    • 10 мин;
    • 7 мин;
    • 3-5 мин;
    • 1-2 мин.
  29. Для поддержания эмоционального тонуса и закреплении пройденного на уроке физической культуры материала преподавателю следует завершать основную часть:
    • упражнениями на гибкость;
    • подвижными играми и игровыми заданиями;
    • просмотром учебных видеофильмов;
    • упражнениями на координацию движений.
  30. На уроке физической культуры работоспособность организма под влиянием физических нагрузок изменяется. Укажите, какой части урока соответствует фаза устойчивой функциональной работоспособности с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения:
    • вводной;
    • подготовительной;
    • основной;
    • заключительной.
  31. На уроках физической культуры наиболее благоприятная температура в спортивном зале должна быть в пределах:
    • 12-13 С;
    • 14-16 С;
    • 18-20 С;
    • 22-24 С.
  32. Укажите, как называется метод организации деятельности занимающихся на уроке, при котором весь класс выполняет одно и то же задание учителя физической культуры:
    • поточный;
    • фронтальный;
    • одновременный;
    • групповой.
  33. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока физической культуры:
    • 4-5 упражнений;
    • 8-10 упражнений;
    • 14-15 упражнений;
    • 16-18 упражнений.
  34. Как называется способ проведения общеразвивающих упражнений, при котором весь комплекс упражнений выполняется занимающимися непрерывно, без остановок, причем конечное! положение предыдущего упражнения является исходным для по-1 следующего?
    • непрерывным;
    • слитным;
    • поточным;
    • фронтальным.
  35. Укажите основное назначение ориентиров (предметных регуляторов) на уроках физической культуры:
    • воспитание волевых качеств;
    • создание оптимальной плотности урока;
    • дозирование физических нагрузок;
    • создание правильных мышечно-двигательных ощущений.
  36. На уроках физической культуры упражнения на выносливость всегда следует выполнять:
    • в начале основной части урока;
    • в середине основной части урока;
    • в конце основной части урока;
    • в заключительной части урока.
  37. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять упражнения:
    • на равновесие;
    • на координацию движений;
    • на быстроту движений;
    • на силу.
  38. Из перечисленных пунктов: 1) затраты времени на занятие, 2) темп и скорость движения, 3) километраж преодоленного расстояния, 4) частота сердечных сокращений, 5) количество выполненных упражнений — выберите показатели, которыми характеризуется интенсивность физической нагрузки:
    • 1, 3;
    • 2, 4;
    • 3, 5;
    • 1, 2, 3, 4, 5.
  39. Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике физического воспитания и спорта показателем реакции организма на физическую нагрузку является:
    • время выполнения двигательного действия;
    • величина частоты сердечных сокращений (ЧСС);
    • продолжительность сна;
    • коэффициент выносливости.
  40. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже:
    • 90 уд/мин;
    • 100-110 уд/мин;
    • 130 уд/мин;
    • 150-160 уд/мин.
  41. Отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока называется:
    • физической нагрузкой;
    • интенсивностью физической нагрузки;
    • моторной плотностью урока;
    • общей плотностью урока.
  42. Отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока называется:
    • индексом физической нагрузки;
    • интенсивностью физической нагрузки;
    • моторной плотностью урока;
    • общей плотностью урока.
  43. Задания для самостоятельной работы

    1. Заполните таблицу «Особенности возрастного развития детей школьного возраста»

      Особенности возрастного развития школьников
      Начальная школа Основная школа Средняя школа
    2. Заполните таблицу «Задачи физического воспитания детей школьного возраста»

      Задачи физического воспитания
      Оздоровительные задачи Образовательные задачи Воспитательные задачи
    3. Перечислите пять групп жизненно важных двигательных умений и навыков, которые необходимо формировать у школьника в процессе физического воспитания:
    4. Перечислите основные базовые виды двигательных действии входящие в школьную программу физического воспитания:
    5. Запишите в таблицу стандартные тесты, применяемые для определения уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (6-17 лет), и укажите назначение каждого из них.

      тесты Назначение
    6. Перечислите основные задачи физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста:
    7. Перечислите основные виды физических упражнений (по признаку вида спорта), входящие в школьную программу физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста:
    8. Перечислите основные виды физических упражнений (по признаку вида спорта), входящие в школьную программу физического воспитания обучающихся основной школы:
    9. Перечислите основные виды физических упражнений (по признаку вида спорта), входящие в школьную программу физического воспитания обучающихся средней школы:
    10. Перечислите основные виды физических упражнений учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе:
    11. Заполните таблицу «Методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств на уроках физической культуры в 1-11 классах».

      Методы обучения двигательным действиям
      1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы