Факторы, определяющие физические упражнения как основное средство физического воспитания
Из всего комплекса средств наибольший вес в решении задач физического воспитания и тренировки выпадает на долю физических упражнений. Это обусловлено следующими причинами.
- Физические упражнения наиболее полно и разносторонне удовлетворяют природную потребность человека в двигательной активности. Её дефицит, наиболее ярко проявляющийся у современного человека, и приводящий к остро отрицательным последствиям, может быть ликвидирован только с помощью целенаправленного использования систем физических упражнений.
- Физические упражнения, являясь одним из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания, представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий преемственность и гармоническую разносторонность развития личности.
- В физической тренировке организма физические упражнения выступают не только в роли средства этого процесса, но и основным предметом освоения и совершенствования (например, когда двигательное действие осваивается ради совершенства владения им, как это нередко встречается в спортивной практике).
- Процесс освоения и совершенствования физических упражнений представляет собой яркое практическое подтверждение справедливости учения о единстве физического и психического в жизнедеятельности человека. Это находит своё выражение в закономерностях формирования двигательных навыков, которые связаны, прежде всего, с совершенствованием деятельности центральных нервных структур головного мозга, а также в воздействии физических упражнений не только на функциональное состояние физиологических систем организма, но и наличность.
- Физические упражнения как системы двигательных действий представляют собой один из конечных результатов мыслительной и эмоциональной деятельности, отражающий потребности человека и его отношение к окружающей действительности, а также характер и результат его преобразовательной деятельности с целью самосовершенствования.
Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений
Известно, что одно и то же упражнение может вызвать разную ответную реакцию организма и, наоборот, выполнение разных физических упражнений может привести к одному и тому же результату. Данное обстоятельство является ярким свидетельством того, что сами по себе физические упражнения не наделены какими-то постоянными свойствами, позволяющими во всех случаях достичь равной эффективности. Об этом, к сожалению, часто забывают те, кто слепо копирует чью-то, казалось бы, очень эффективную методику, не получая при этом желаемого результата.
Следовательно, знание факторов, обусловливающих эффективность воздействия физических упражнений, позволяет повысить степень целенаправленности и продуктивности их использования. Всё многообразие таких факторов может быть сгруппировано следующим образом:
- Личностные характеристики занимающихся. Характер и конечная результативность используемых физических упражнений в очень значительной мере зависит от того, насколько сформированной является ценностно-мотивационная направленность деятельности (что является причиной и целью занятий, насколько заинтересован человек в своей физкультурно-спортивной деятельности), от того, насколько человек способен проявить свои нравственные и волевые качества в процессе достижения поставленных целей.
- Научные факторы. Характеризуют меру познания человеком закономерностей функционирования организма, умение использовать эти знания в процессе воздействия физическими упражнениями на его развитие. Незнание определённых законов, принципов, правил приводит к низкой эффективности используемых упражнений, а нередко, приносит вред организму, может являться причиной плохого самочувствия, потери сознания, повреждающего воздействия на организм.
- Методические факторы. Объединяют обширную группу требований, которые необходимо соблюдать при использовании физических упражнений. Среди них особенного внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка и учёт явления последействия.
Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность таких характеристик нагрузки как: продолжительность, интенсивность, количество повторений, длительность отдыха, его характер и др. в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей занимающихся, условий и конкретных задач занятий.
Учёт явлений последействия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения в организме, которые произошли под воздействием нагрузки от предыдущего упражнения или предыдущего занятия. В зависимости от характера применяемых нагрузок такое последействие может либо повышать, либо, наоборот - существенно понижать эффект от последующих упражнений. При этом необходимо знать, что уровень последействия зависит от многих причин: состояния занимающихся, их возраста, уровня подготовленности и др. Поэтому учёт эффектов последействия является ведущим требованием при разработке комплексов физических упражнений.
- Гигиено-санитарные факторы. Являются решающими при реализации задач оздоровительной направленности. Нарушение питания, правильного чередования работы и отдыха, несоблюдение суточного режима могут свести к нулю любые положительные сдвиги, достигнутые в процессе использования физических упражнений.
Метеорологические факторы. В зависимости от температуры и других условий окружающей среды должны изменяться состав используемых упражнений и параметры применяемых нагрузок (общий объем, интенсивность, интервалы отдыха и т.п.). Несоблюдение этих требований ведёт к снижению эффективности физических упражнений, или даже создаёт угрозу их отрицательного воздействия.
Материальные факторы (спортивные сооружения, инвентарь, спортивная одежда и т.п.) также оказывают существенное влияние на эффективность используемых упражнений. При одних и тех же других условиях, использование более качественного оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует более качественному выполнению упражнений, а значит и повышению эффективности их воздействия.
Комплексность воздействий всех средств физического воспитания -важнейший фактор, определяющий результативность используемых физических упражнений. Акцент только на применении тех или иных комплексов физических упражнений, без должного учета и использования гигиенических и природных факторов, эффективных средств восстановления и стимулирования физиологических функций организма, существенно снижает эффективность физических упражнений, приводит к необходимости дополнительной траты времени и сил для достижения одного и тог же результата.