Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания школьников

    Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

    В процессе физического воспитания необходимо уделять особое внимание обеспечению школьников необходимыми знаниями, умениям и навыками ведения здорового образа жизни, организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, двигательной деятельностью, снятию физического и интеллектуального переутомления и пр. Большое значение в этом случае имеет индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт его психо-физиологических и физических особенностей развития. Результатом таких педагогических приёмов работы становится формирование у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями.

    Общеизвестно, что нормированная двигательная активность оказывает положительный эффект на состояние здоровья человека любого возраста, так как влияет на протекание биологических, физиологических процессов в организме, а также на развитие психических процессов. В начальной школе обучающиеся в сутки должны выполнять двигательную деятельность не менее 4-х часов, а это значит, что даже ежедневные уроки физической культуры не способны покрыть и половины нормы недельной двигательной активности. Поэтому проблему дефицита двигательной активности школьников в системе физического воспитания необходимо решать с помощью привлечения обучающихся к систематическому участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.

    При этом следует отметить, что при суммировании недельной двигательной активности этого объёма становится недостаточно для гармонического развития школьников. Достичь желаемого результата можно только в том случае, если помимо специально организованных форм занятий, обучающиеся будут систематически самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.

    С этой целью учебный процесс по физической культуре должен носить безусловно превалирующую образовательную направленность, что регламентировано ФГОС общего образования. Единственно важной целью образовательной направленности становится обеспечение школьников качественным общим образованием в области физической культуры: вооружением необходимыми знаниями, умениями, навыками, универсальными учебными действиями организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в целях сохранения и укрепления собственного здоровья, физического самосовершенствования и пр. Одной из важнейших задач учебной работы по предмету "Физическая культура" должно стать развитие мотивационно-ценностных ориентаций к систематическим занятиям физическими упражнениями, потребности учащихся в двигательной активности.

    Для повышения двигательной активности обучающихся ... (указать образовательную организацию) систематически проводятся: - общешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя зарядка до уроков и подвижные перемены (по возможности, на свежем воздухе), физ.минутки во время уроков. ФГОС предполагают овладение обучающимися умениями организовывать здоровьесберегающую деятельность, поэтому оценку деятельности по самостоятельной подготовке и проведении учащимися физкультурно-оздоровительных мероприятий осуществляем через форму домашних заданий по предмету «Физическая культура» и пр.; - указать традиционные общешкольные спортивно-массовые мероприятия (например: веселые старты, тематические эстафеты, соревнования

    Всероссийские «Президентские состязания», мероприятия, посвященные Всемирному дню здоровья (7 апреля) и пр. В целях улучшения (усовершенствования) здоровьесберегающей среды в школе, это направление деятельности является одним из приоритетных как для руководства, так и для всего педагогического коллектива. Процесс физического воспитания в школе организован с учетом соблюдения требований к выполнению учащимися суточной нормы двигательной активности:

Возраст Количество шагов Время (час)
7-10 лет 15000-20000 4-5 час
11-14 лет 18000-25000 3,5-4,5 час

В результате целенаправленной работы удалось увеличить снизить количество пропусков обучающимися занятий по причине болезни(представить таблицы с результатами)

Представить данные об уровне развития физических качеств, физической подготовленности обучающихся по итогам тестирований В результате анализа данных уровня развития физических качеств видно, что на протяжении ... лет, обучающиеся поступают в школу (1 класс) с достаточно низким уровнем физической подготовленности.

    Развитие физических качеств интенсивно происходит в период обучения в школе за счёт слаженного учебно-воспитательного процесса по решению проблем низкой двигательной активности обучающихся, мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями в режиме дня. Таким образом, уже к моменту обучения в .. классе возрастает количество школьников, имеющих высокий и средний уровень развития физических качеств, за счёт уменьшения числа учащихся с низкими показателями физической подготовленности.

Диагностика использования учителем здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Фактор риска Фактический уровень гигиенической рациональности урока Рекомендованный уровень гигиенической рациональности урока
Плотность урока 65-70% 30-60%
Количество видов учебной деятельности 8 4-7
Средняя продолжительность видов учебной деятельности 10 мин не более 10 мин
Частота чередования различных видов деятельности смена через 10 мин смена не позже 10 мин
Количество видов преподавания 4-5 не менее 3
Чередование видов преподавания 10-12 мин 10-15 мин
Наличие эмоциональных разрядок 5-7 2-3
Место и деятельность применения технических средств обучения чередуется в соответствии с видом деятельности чередуется в соответствии с видом деятельности
Моторная плотность урока соответствует типу урока (например, закрепление пройденного материал - 75%) соответствует типу урока
Психологический климат преобладают положительные эмоции должны преобладать положительные эмоции

    В результате диагностики установлено, что момент утомления обучающихся по снижению учебной активности наступает не ранее 40 минуты, что соответствует уровню гигиенической рациональности урока.