Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания школьников
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В процессе физического воспитания необходимо уделять особое внимание обеспечению школьников необходимыми знаниями, умениям и навыками ведения здорового образа жизни, организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, двигательной деятельностью, снятию физического и интеллектуального переутомления и пр. Большое значение в этом случае имеет индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт его психо-физиологических и физических особенностей развития. Результатом таких педагогических приёмов работы становится формирование у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Общеизвестно, что нормированная двигательная активность оказывает положительный эффект на состояние здоровья человека любого возраста, так как влияет на протекание биологических, физиологических процессов в организме, а также на развитие психических процессов. В начальной школе обучающиеся в сутки должны выполнять двигательную деятельность не менее 4-х часов, а это значит, что даже ежедневные уроки физической культуры не способны покрыть и половины нормы недельной двигательной активности. Поэтому проблему дефицита двигательной активности школьников в системе физического воспитания необходимо решать с помощью привлечения обучающихся к систематическому участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.
При этом следует отметить, что при суммировании недельной двигательной активности этого объёма становится недостаточно для гармонического развития школьников. Достичь желаемого результата можно только в том случае, если помимо специально организованных форм занятий, обучающиеся будут систематически самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.
С этой целью учебный процесс по физической культуре должен носить безусловно превалирующую образовательную направленность, что регламентировано ФГОС общего образования. Единственно важной целью образовательной направленности становится обеспечение школьников качественным общим образованием в области физической культуры: вооружением необходимыми знаниями, умениями, навыками, универсальными учебными действиями организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в целях сохранения и укрепления собственного здоровья, физического самосовершенствования и пр. Одной из важнейших задач учебной работы по предмету "Физическая культура" должно стать развитие мотивационно-ценностных ориентаций к систематическим занятиям физическими упражнениями, потребности учащихся в двигательной активности.
Для повышения двигательной активности обучающихся ... (указать образовательную организацию) систематически проводятся: - общешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя зарядка до уроков и подвижные перемены (по возможности, на свежем воздухе), физ.минутки во время уроков. ФГОС предполагают овладение обучающимися умениями организовывать здоровьесберегающую деятельность, поэтому оценку деятельности по самостоятельной подготовке и проведении учащимися физкультурно-оздоровительных мероприятий осуществляем через форму домашних заданий по предмету «Физическая культура» и пр.; - указать традиционные общешкольные спортивно-массовые мероприятия (например: веселые старты, тематические эстафеты, соревнования
Всероссийские «Президентские состязания», мероприятия, посвященные Всемирному дню здоровья (7 апреля) и пр. В целях улучшения (усовершенствования) здоровьесберегающей среды в школе, это направление деятельности является одним из приоритетных как для руководства, так и для всего педагогического коллектива. Процесс физического воспитания в школе организован с учетом соблюдения требований к выполнению учащимися суточной нормы двигательной активности:
Возраст | Количество шагов | Время (час) |
---|---|---|
7-10 лет | 15000-20000 | 4-5 час |
11-14 лет | 18000-25000 | 3,5-4,5 час |
В результате целенаправленной работы удалось увеличить снизить количество пропусков обучающимися занятий по причине болезни(представить таблицы с результатами)
Представить данные об уровне развития физических качеств, физической подготовленности обучающихся по итогам тестирований В результате анализа данных уровня развития физических качеств видно, что на протяжении ... лет, обучающиеся поступают в школу (1 класс) с достаточно низким уровнем физической подготовленности.
Развитие физических качеств интенсивно происходит в период обучения в школе за счёт слаженного учебно-воспитательного процесса по решению проблем низкой двигательной активности обучающихся, мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями в режиме дня. Таким образом, уже к моменту обучения в .. классе возрастает количество школьников, имеющих высокий и средний уровень развития физических качеств, за счёт уменьшения числа учащихся с низкими показателями физической подготовленности.
Диагностика использования учителем здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Фактор риска | Фактический уровень гигиенической рациональности урока | Рекомендованный уровень гигиенической рациональности урока |
---|---|---|
Плотность урока | 65-70% | 30-60% |
Количество видов учебной деятельности | 8 | 4-7 |
Средняя продолжительность видов учебной деятельности | 10 мин | не более 10 мин |
Частота чередования различных видов деятельности | смена через 10 мин | смена не позже 10 мин |
Количество видов преподавания | 4-5 | не менее 3 |
Чередование видов преподавания | 10-12 мин | 10-15 мин |
Наличие эмоциональных разрядок | 5-7 | 2-3 |
Место и деятельность применения технических средств обучения | чередуется в соответствии с видом деятельности | чередуется в соответствии с видом деятельности |
Моторная плотность урока | соответствует типу урока (например, закрепление пройденного материал - 75%) | соответствует типу урока |
Психологический климат | преобладают положительные эмоции | должны преобладать положительные эмоции |
В результате диагностики установлено, что момент утомления обучающихся по снижению учебной активности наступает не ранее 40 минуты, что соответствует уровню гигиенической рациональности урока.