Особенности рабочей программы по предмету "Физическая культура" (начальная школа)

    Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе:

  • Конституции Российской Федерации (ст. 43)
  • Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.
  • Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями от 29 декабря 2014 г.)
  • Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (п. 5 «Сохранение и укрепление здоровья школьников»)
  • Стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года

   Целью рабочей программы является развитие познавательной активности школьников, формирование у них мотивационно-ценностных ориентаций и осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

   Задачи:

  • формирование первоначальных умений составления и выполнения индивидуального режима дня, применения средств физической культуры в повседневной жизни
  • развитие физических качеств, повышение уровня физической подготовленности
  • формирование навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, как важнейшей ценности в жизни человека

   Основными методами организации деятельности учащихся на уроке являются круговой, поточный и групповой, в меньшей степени используется фронтальный (одновременный, попеременный) и посменный методы. Помимо общепедагогических (словесные и наглядные) и специфических методов обучения (метод строго и частично регламентированных упражнений) применяю проблемные, частично-поисковые методы. Методами активизации процесса физического воспитания являются: индивидуальные и общие домашние задания; коллективный способ обучения (в парах, «тройках», «четверках» и др.); круговая тренировка; анализ и самоанализ; оценка и самооценка; организационно-деятельностные игры; контроль и самоконтроль.

   Основным средством физического воспитания в начальной школе выступает игра.

   На оценку успеваемости школьников по предмету влияет: система знаний об основах здорового образа жизни; выполнение учащимися индивидуальных, групповых заданий как в процессе уроков физической культуры, так и в рамках домашних заданий; умения организовывать и осуществлять самостоятельную деятельность; техника выполнения движений, двигательных действий и др.

   Оценка успеваемости:

    по основам знаний
  • «5» - выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта;
  • «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки;
  • «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
    по технике владения двигательными действиями (умениями, навыками)
  • «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко
  • «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений
  • «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

   Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

   Возрастающая роль компьютерных технологий их значение в образовательном процессе требуют активного использования в учебно-воспитательном процессе. Поэтому программа предполагает прохождение теоретических, инструктивно-методических занятий (образовательно-познавательной, образовательно-обучающей направленности) для прохождение программного материала по разделам «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности, а также уроков олимпийского образования с учетом методических рекомендаций по проведению олимпийского урока в начальной школе «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движени» (АНО «Оргкомитет «Сочи 2012» Департамент образования www.Sochi2014.com.).

   В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся 1-4 классов должны достигнуть определенного уровня развития физической культуры, характеризующегося сформированностью следующих знаний и умений:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • характеризовать признаки техничного исполнения акробатических и гимнастических комбинаций;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

   Личностными результатами является следующее:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

   Метапредметными результатами учебного процесса является следующее:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой деятельности.

   Домашние задания даются теоретического и практического характера. Задания даются как общие для всех учащихся класса, так и групповые, индивидуальные, творческие Рабочая программа предназначена для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Учащиеся, временно освобожденные от определенных двигательных действий или высокой физической нагрузки на уроке, выполняют специальные упражнения и задания в соответствии со степенью заболевания, состоянием здоровья (на основании рекомендаций врачей). Ребята, освобожденные от физических нагрузок, выполняют специальные задания теоретического, творческого плана.

   При составлении содержания рабочей программы руководствовалась:

  • «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ»;
  • «Методическими рекомендациями по проведению мониторинга физического развития обучающихся»;
  • Методическими рекомендациями по проведению олимпийского урока в начальной школе «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения» - АНО «Оргкомитет «Сочи 2012» Департамент образования www.Sochi2014.com.);
  • «Методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;
  • Примерной программой по физической культуре http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531.
  • Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы общеобразовательных учреждений под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича. - М.: «Просвещение». - 2011 г.