Особенности рабочей программы по предмету "Физическая культура" (начальная школа)
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе:
- Конституции Российской Федерации (ст. 43)
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.
- Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями от 29 декабря 2014 г.)
- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (п. 5 «Сохранение и укрепление здоровья школьников»)
- Стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года
Целью рабочей программы является развитие познавательной активности школьников, формирование у них мотивационно-ценностных ориентаций и осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Задачи:
- формирование первоначальных умений составления и выполнения индивидуального режима дня, применения средств физической культуры в повседневной жизни
- развитие физических качеств, повышение уровня физической подготовленности
- формирование навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, как важнейшей ценности в жизни человека
Основными методами организации деятельности учащихся на уроке являются круговой, поточный и групповой, в меньшей степени используется фронтальный (одновременный, попеременный) и посменный методы. Помимо общепедагогических (словесные и наглядные) и специфических методов обучения (метод строго и частично регламентированных упражнений) применяю проблемные, частично-поисковые методы. Методами активизации процесса физического воспитания являются: индивидуальные и общие домашние задания; коллективный способ обучения (в парах, «тройках», «четверках» и др.); круговая тренировка; анализ и самоанализ; оценка и самооценка; организационно-деятельностные игры; контроль и самоконтроль.
Основным средством физического воспитания в начальной школе выступает игра.
На оценку успеваемости школьников по предмету влияет: система знаний об основах здорового образа жизни; выполнение учащимися индивидуальных, групповых заданий как в процессе уроков физической культуры, так и в рамках домашних заданий; умения организовывать и осуществлять самостоятельную деятельность; техника выполнения движений, двигательных действий и др.
Оценка успеваемости:
- по основам знаний
- «5» - выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта;
- «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки;
- «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
- по технике владения двигательными действиями (умениями, навыками)
- «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко
- «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений
- «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Возрастающая роль компьютерных технологий их значение в образовательном процессе требуют активного использования в учебно-воспитательном процессе. Поэтому программа предполагает прохождение теоретических, инструктивно-методических занятий (образовательно-познавательной, образовательно-обучающей направленности) для прохождение программного материала по разделам «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности, а также уроков олимпийского образования с учетом методических рекомендаций по проведению олимпийского урока в начальной школе «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движени» (АНО «Оргкомитет «Сочи 2012» Департамент образования www.Sochi2014.com.).
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся 1-4 классов должны достигнуть определенного уровня развития физической культуры, характеризующегося сформированностью следующих знаний и умений:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- характеризовать признаки техничного исполнения акробатических и гимнастических комбинаций;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Личностными результатами является следующее:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
Метапредметными результатами учебного процесса является следующее:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой деятельности.
Домашние задания даются теоретического и практического характера. Задания даются как общие для всех учащихся класса, так и групповые, индивидуальные, творческие Рабочая программа предназначена для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Учащиеся, временно освобожденные от определенных двигательных действий или высокой физической нагрузки на уроке, выполняют специальные упражнения и задания в соответствии со степенью заболевания, состоянием здоровья (на основании рекомендаций врачей). Ребята, освобожденные от физических нагрузок, выполняют специальные задания теоретического, творческого плана.
При составлении содержания рабочей программы руководствовалась:
- «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ»;
- «Методическими рекомендациями по проведению мониторинга физического развития обучающихся»;
- Методическими рекомендациями по проведению олимпийского урока в начальной школе «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения» - АНО «Оргкомитет «Сочи 2012» Департамент образования www.Sochi2014.com.);
- «Методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;
- Примерной программой по физической культуре http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531.
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы общеобразовательных учреждений под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича. - М.: «Просвещение». - 2011 г.