Общие требования в процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» к обучающимся, имеющим ограничения в занятиях физическими упражнениями

(учитель физической культуры: Муханова Наталья Владимировна)

   В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) содержание программного материала по физической культуре состоит из трёх учебных разделов «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физической совершенствование».

   Таким образом, в процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся 1-4 классов должны овладеть не только двигательными умениями и навыками, но и очень полезными теоретическими и практико-методическими знаниями и умениями, необходимыми им в повседневной жизни для грамотной организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в целях физического самосовершенствования, сохранения и укрепления своего здоровья.

   Формы проведения уроков физической культуры зависят от преимущественной их направленности: образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной (требования ФГОС НОО). В соответствии с этим, уроки физической культуры в МБОУ НОШ № 24 проводятся теоретической, инструктивно-методической и практической направленности.

   Место проведения уроков: школьная площадка, спортивный зал, учебный кабинет.

   1. Особенности учебного процесса по физической культуре

   Посещать уроки обучающиеся должны независимо от ограничений от физических нагрузок (временных или постоянных) по состоянию здоровья.

   В процессе уроков такие учащиеся выполняют индивидуальные задания, выполняют роль помощников и поэтому должны приходить на занятия как и все, в спортивной форме.

   С учебными заданиями, за выполнение которых обучающиеся, имеющие ограничения в занятиях физическими упражнениями, будут получать текущие оценки по предмету «Физическая культура», можно ознакомиться в данном документе.

   Одним из обязательных условий является ведение дневника по физической культуре, в котором обучающиеся будут выполнять индивидуальные домашние задания.

   Письменные задания, которые даются обучающимся в течение учебной четверти (не более двух) могут выполняться как в дневнике по предмету, так и быть отправлены учителю в электронном виде на адрес электронной почты uspehnatalja@mail.ru

   2. Спортивная форма

   К спортивной форме обучающихся предъявляются следующие требования:

  • в спортивном зале обучающиеся должны заниматься в единой спортивной форме согласно требованиям школы;
  • спортивная обувь должна быть удобной, не скользкой, не на высокой подошве;
  • в 1-ой и 4-ой четвертях уроки физической культуры проводятся преимущественно на школьной площадке, поэтому обучающиеся должны посещать занятия в длинной спортивной форме при наличии головного убора (кепка, панамка, шапка). Одежда должна соответствовать погодным условиям. При необходимости у обучающихся должны быть ветровки, куртки, головные уборы;
  • в целях соблюдения правил личной после уроков физической культуры рекомендуется снимать не только спортивную форму, но и носки!

   3. Домашние задания

   Как и по любому другому общеобразовательному предмету, на уроках физической культуры обучающиеся получают домашние задания:

  • общие – обязательные для выполнения всеми обучающимися;
  • общие – необязательные для выполнения всеми обучающимися;
  • индивидуальные;
  • творческие.

   За качество выполнения домашних заданий обучающиеся получают оценки.

   4. Особенности оценивания

   Четвертная оценка выводится при наличии не менее, чем трёх текущих оценок.

   В процессе уроков физической культуры обучающиеся получают оценки за владение теоретическими знаниями, двигательными умениями и навыками, за качество выполнения заданий учителя в процессе уроков, за качество выполнения домашних заданий, за уровень развития физических качеств.

   По различным причинам, обучающиеся могут оказаться неготовыми к уроку физической культуры из-за отсутствия спортивной формы. В этом случае, в первый раз учитель относится к этому с пониманием, при повторной ситуации ставит замечание в дневник ученика, а в дальнейшем оценивает ученика и ставит оценку «2» за не усвоение учебного материала на пропущенных по неуважительной причине занятиях.

   По результатам первоначального тестирования уровня развития физических качеств (класс впервые занимается у данного учителя), все обучающиеся получают положительную оценку «5» вне зависимости от результатов. Исключением является то, когда ученик грубо нарушает технику выполнения физического упражнения. В этом случае он получает оценку «4».

   В дальнейшем, при повторном тестировании, при переходе из класса в класс (из 1-го во 2-ой и т.д.), оценка обучающихся зависит от роста уровня развития их двигательных способностей. Этот рост естественным образом происходит или, по крайней мере, остаётся на одном уровне (физиологические особенности развития), если обучающиеся систематически самостоятельно занимаются физическими упражнениями. В данном случае школьники получают положительную оценку «5». Если результаты тестирования незначительно снизились, то – оценка «4», если заметно снизились – оценка «3». Например, во 2-ом полугодии 2017-2018 учебного года ученик выполнил упражнение сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 9 раз, а в 1-ом полугодии 2018-2019 учебного года это же упражнение он выполнил 7 раз – оценка «4», если 5 раз – оценка «3», если 10 и более раз – оценка «5».

   Каждую оценку («4», «3», «2») обучающиеся имеют возможность исправить, получив индивидуальное задание от учителя.